Слово протоиерея Константина Островского в неделю 21-ю по Пятидесятнице
Когда юноша ухаживает за девушкой, она может вовсе не обращать на него внимания, может быть занята какими-то делами, учёбой, своими интереса ми, а этот юноша — дарованный ей Богом жених, и надо было бы заметить его, но не заметила, и судьба не состоялась.
А бывает, что девушка стала общаться с моло дым человеком. Но чувство неглубоко. Вроде бы и симпатичный парень, но сердце девушки закрыто, и любая трудность: жилья нет, образования недоста точно, поступил как-то неловко — разрушает едва начавшиеся отношения.
Бывает, что всё хорошо: и парень девушку любит, и она его, но она любит не его одного, а ещё пятерых, и брак тоже оказывается невозможным.
Как у этой девушки с женихом, так у нас с не бесным Женихом — Богом. Нужно обратить на него внимание, нужно быть готовым чем-то пожертвовать ради соединения с Ним и нужно хранить Ему верность.
Об этом же говорится в евангельской притче о сеятеле, истолкованной Самим Спасителем (см. Мф. 13, 3-9; 18-23). Семя, упавшее при дороге и склёван ное птицами, — это образ того, что человек слышит слово, но не принимает его. Хотя мир Божий говорит нам о вечности, хотя мы и читаем Священное Писание, и слышим проповеди, и, может быть, даже име ем сердечные извещения от Бога, но, охваченные су етой и рассеянные, мы не замечаем призыва Божия, и он остаётся для нас как бы не бывшим (впрочем, припомнится нам в осуждение на Страшном Суде).
А бывает, что человек откликается на Божий призыв, принимает его, но неглубоко, не всерьёз, не хочет ради спасения души что-то потерпеть, чем-то пожертвовать. Сперва ему нравится в церкви: пение приятное, красивая служба, иконы, свечи горят — так бы и не выходил из храма! Но первые же иску шения: старушка у подсвечника обругала, в газете о Церкви плохо написали, внутренние душевные смущения напали — разрушают едва начатую духов ную жизнь. Недостаток мужества делает человека неспособным к терпению необходимых для спасения души искушений.
И наконец, бывает, человек всерьёз откликнет ся на Божие призвание и готов ради спасения души потерпеть какие-то неприятности и чем-то пожерт вовать... Чем-то, но не всем. Он хочет любить Бога, но не хочет расстаться со многими другими «любовя ми», а проще говоря, страстями, которые, как сорня ки, заглушают нежные ростки любви к Богу в душе этого человека.
Вот условия духовного преуспеяния: расслы шать слово Божие среди житейской суеты, принять его с готовностью ради Христа что-то потерпеть и бороться со всеми своими страстями.
Аминь.
Три условия спасения
Когда юноша ухаживает за девушкой, она может вовсе не обращать на него внимания, может быть занята какими-то делами, учёбой, своими интереса ми, а этот юноша — дарованный ей Богом жених, и надо было бы заметить его, но не заметила, и судьба не состоялась.
А бывает, что девушка стала общаться с моло дым человеком. Но чувство неглубоко. Вроде бы и симпатичный парень, но сердце девушки закрыто, и любая трудность: жилья нет, образования недоста точно, поступил как-то неловко — разрушает едва начавшиеся отношения.
Бывает, что всё хорошо: и парень девушку любит, и она его, но она любит не его одного, а ещё пятерых, и брак тоже оказывается невозможным.
Как у этой девушки с женихом, так у нас с не бесным Женихом — Богом. Нужно обратить на него внимание, нужно быть готовым чем-то пожертвовать ради соединения с Ним и нужно хранить Ему верность.
Об этом же говорится в евангельской притче о сеятеле, истолкованной Самим Спасителем (см. Мф. 13, 3-9; 18-23). Семя, упавшее при дороге и склёван ное птицами, — это образ того, что человек слышит слово, но не принимает его. Хотя мир Божий говорит нам о вечности, хотя мы и читаем Священное Писание, и слышим проповеди, и, может быть, даже име ем сердечные извещения от Бога, но, охваченные су етой и рассеянные, мы не замечаем призыва Божия, и он остаётся для нас как бы не бывшим (впрочем, припомнится нам в осуждение на Страшном Суде).
А бывает, что человек откликается на Божий призыв, принимает его, но неглубоко, не всерьёз, не хочет ради спасения души что-то потерпеть, чем-то пожертвовать. Сперва ему нравится в церкви: пение приятное, красивая служба, иконы, свечи горят — так бы и не выходил из храма! Но первые же иску шения: старушка у подсвечника обругала, в газете о Церкви плохо написали, внутренние душевные смущения напали — разрушают едва начатую духов ную жизнь. Недостаток мужества делает человека неспособным к терпению необходимых для спасения души искушений.
И наконец, бывает, человек всерьёз откликнет ся на Божие призвание и готов ради спасения души потерпеть какие-то неприятности и чем-то пожерт вовать... Чем-то, но не всем. Он хочет любить Бога, но не хочет расстаться со многими другими «любовя ми», а проще говоря, страстями, которые, как сорня ки, заглушают нежные ростки любви к Богу в душе этого человека.
Вот условия духовного преуспеяния: расслы шать слово Божие среди житейской суеты, принять его с готовностью ради Христа что-то потерпеть и бороться со всеми своими страстями.
Аминь.