Проповеди

Слово митрополита Илариона (Алфеева), Будапештского и Венгерского в день память священномученика Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси, чудотворца

«Бога бойтесь, царя чтите»


Священномученик Филипп, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, жил во времена одного из самых кровавых правителей в истории Руси — царя Ивана Грозного. Иван Грозный был человеком, в котором парадоксальным образом сочеталась глубокая и фанатичная религиозность с жестокостью, кровожадностью и сумасбродством. Он был человеком, который мог собственноручно отрубить голову священнослужителю, а потом раскаяться, нести на руках его тело и вписывать его имя в помянники и в синодики — поминальные книжки. Иван Грозный, как известно из истории, создал опричнину, своего рода царскую полицию, которая обладала неограниченными правами и могла от имени царя наказывать кого угодно и когда угодна. По царскому приказу опричники в железных кольчугах, в остроконечных шапках, с привязанными к седлу собачьими головами, разъезжали по Руси, наводя страх и ужас. Тех, кого они считали неверными царю, кого подозревали в измене, предавали жестоким пыткам и казням, и казни эти были публичными и совершались в Московском Кремле, на глазах у всего честного народа.

Однажды, когда царь пришел на богослужение в Успенский собор Московского Кремля, святитель Филипп начал с амвона обличать его за жестокости и кровопролитие. Он сказал царю: «Даже у язычников есть справедливость, только у нас на Руси ее нет. Не подобает православному царю такие действия совершать и проявлять такую жестокость». Несколько месяцев длился конфликт между митрополитом и царем. Царь приходил на службу, а митрополит отказывался дать ему благословение, требуя, чтобы он прекратил бесчинства и жестокие казни. И царь решил расправиться с митрополитом так же, как он расправлялся с подозреваемыми в измене людьми. Был созван так называемый церковный собор, на котором одни епископы из страха перед царем, а другие из зависти к митрополиту начали выдвигать против него обвинения. Митрополит не стал оправдываться и отвечать на обвинения, он сам снял с себя знаки епископского отличия, архиерейскую мантию и панагию. Но мстительному и кровожадному царю этого было недостаточно. Он приказал митрополиту служить Божественную литургию в Успенском соборе, а сам прислал опричников, которые сорвали со святителя облачения и выгнали его из храма. После этого низложенный митрополит был заключен в темницу, его перевозили из одного монастыря в другой. Но царь не мог успокоиться, пока митрополит Филипп оставался в живых. Царь послал своего главного опричника — Малюту Скуратова, который, войдя в келию митрополита, задушил его.

Церковь прославила святителя Филиппа как священномученика, как человека, который исполнил до конца свой христианский долг, долг заступничества за народ перед лицом грозного и жестокого царя.

Всегда в истории Церкви находились предатели и отступники. И среди двенадцати апостолов был Иуда, и среди архиереев и священнослужителей в разные эпохи находились люди, которые готовы были совершить предательство, низкий поступок в угоду светским властям. Но всегда, во все времена, в истории Церкви находились люди, исповедники и герои духа, которые не боялись говорить правду власть имущим. Таким был Иоанн Креститель, заключенный в темницу, а потом обезглавленный за то, что обличал царя иудейского в неправедных поступках. Такими были многие священномученики и исповедники в течение всей истории Церкви вплоть до ХХ века — люди, которые не боялись говорить правду в глаза власть имущим, даже зная, что это грозит им смертью. Именно этих людей Церковь приводит нам в пример для подражания, именно им мы молимся как святым и священномученикам, нашим заступникам на небесах.

Во все эпохи Церковь призывала людей повиноваться властям. Апостол Петр говорил: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17), когда царь был не христианином, но гонителем христиан и язычником. И во все времена Церковь учила, что народ церковный должен повиноваться властям вне зависимости от отношения самих этих властей к религии. Но в то же время Церковь всегда учила и сейчас учит, что если гражданские власти призывают людей к совершению антихристианских и аморальных поступков, то долг христианина оказать гражданской власти неповиновение, мирное сопротивление. А долг церковных властей — патриархов, епископов, священнослужителей — в этом случае заключается в том, чтобы быть посредниками между властью и церковным народом и чтобы печаловаться, то есть ходатайствовать за людей перед гражданской властью. При любом государственном строе Церковь будет отстаивать истину Христову, нормы христианской нравственности. Внутри Церкви всегда могут оказаться предатели и отступники, которые будут готовы пойти на компромисс с «духом века сего». Но об этих людях Церковь всегда будет говорить словами Священного Писания: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19). А людей, которые не поколебались, не склонились перед безбожной властью, не пошли на компромисс со своей совестью, Церковь будет прославлять как исповедников.

Будем молиться священномученику Филиппу и всем святым исповедникам и новомученикам Церкви Русской о том, чтобы они помогли нам никогда не встать на путъ компромисса с совестью, не поколебаться в правде, но всегда стоять в истине Христовой и исполнять заповеди Божии и вне зависимости от того, благоприятствуют этому внешние обстоятельства или нет.

22 января 2006 г., город Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая