Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный», — такими словами Святая Церковь ныне прославляет Божию Матерь, Ее преславное Рождество.
Подробности события рождества Божией Матери нам становятся известны из Священного Предания Церкви. У престарелых святых и праведных Иоакима и Анны после долгих душевный страданий и молитв рождается благословенная Дщерь — Пресвятая Дева Мария, рождается в галилейском городе Назарете, где тогда жили Иоаким и Анна. Непростой был их жизненный путь, Бог испытывал их терпение и веру. Долгое время они не имели детей и очень скорбели по этому поводу. Но, несмотря на их преклонный возраст, они не теряли надежды на Бога, и эта надежда не была посрамлена: Бог сотворил чудо и даровал им благословенное Чадо.
Церковные праздники открывают нам определенные вехи в истории нашего спасения. Это особенно касается праздников Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери.
И рождение Пресвятой Богородицы — это не просто рождение обычного младенца, а событие, изменившее судьбу всего мира. Путем длинного ряда поколений Промысл Божий подготавливал для Себя на земле Этот Сосуд Божества. Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни многих поколений людей и особенно Ее родителей — святых Богоотец Иоакима и Анны.
Рождество Пресвятой Богородицы — итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества. Оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий. Рождение Божией Матери было предвозвещено праотцами и пророками за много тысячелетий до Ее рождения. Бытописатель и пророк Моисей писал о семени жены, которое сотрет главу змия. Праотец Иаков видел лестницу, соединяющую небо и землю, и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а пророк Иезекииль видел врата, через которые прошел Господь, и они остались затворенными.
Открывая духовный смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы, церковные песнопения говорят нам об этом событии как о всемирной радости для всей вселенной, потому что родившаяся Богоотроковица стала Сосудом для Божества, Ковчегом Нового Завета, Престолом Царя Небесного. Благодаря Ей на землю сошел Сын Божий, совершилось Таинство Боговоплощения.
Церковные песнопения говорят нам, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения. Благодаря Ей весь человеческий род освободился от власти диавола, греха и смерти, начиная с наших прародителей Адама и Евы. Из библейского Откровения нам известно, что первые люди в Раю Адам и Ева были созданы по образу Божию и обладали бессмертием. Они жили в полной гармонии с самими собой и со всей природой, находясь в полном единстве со своим Источником Жизни — Богом.
Отпадение воли первого человека от воли Божией стало причиной грехопадения первых людей. Прародители, нарушив заповедь Божию в Раю, нравственные и духовные законы своего существования и развития, оказались под властью греха и смерти. Грех внес разлад между Богом и человеком, вызвал у человека враждебность по отношению к Богу. Единство и общение с Богом было нарушено. В результате явились следствия грехопадения, которые не замедлили сказаться на самой природе человека. Внутренний мир человека нарушился: силы ума, сердца и воли, до этого мирно и согласно служившие ему, теперь пришли в хаотическое состояние и стали противоборствовать друг другу. В духовных силах человека наступили разлад и смятение, и не было сил выйти из этого мучительного и греховного состояния.
Но Бог есть любовь, и эту любовь Он постоянно изливает на весь мир. Другое дело, готов ли сам человек принять эту божественную любовь и помощь для своего спасения. Человечеству нужно было пройти длительный период своего существования, чтобы осознать свою беспомощность и нравственное бессилие в борьбе с грехом, возжаждать своего спасения и тем самым стать на путь возвращения к Богу. История древнего мира говорит нам об этом.
Божия Матерь явилась даром Богу от всего ветхозаветного человечества, воплощением святости и чистоты. В лице Божией Матери человечество сказало «да» своему спасению.
Святая Церковь, молитвенно отмечая Рождество Пресвятой Богородицы, прославляет Ее за великие добродетели: кротость, смирение, любовь, надежду на Промысл Божий. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и святостью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Благодаря нравственному и духовному подвигу Божией Матери сошел на землю Господь наш Иисус Христос, Который победил смерть и даровал людям вечную жизнь. И, чтобы воспринять эту вечную жизнь, нам нужно подражать в своей жизни добродетелям Божией Матери: Ее твердой вере, надежде и любви. По учению Святых Отцов, Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы должны постоянно прибегать с сыновним дерзновением и просить о наших нуждах и о нашем спасении. Аминь.
Св. Данииловский монастырь, Москва.
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный», — такими словами Святая Церковь ныне прославляет Божию Матерь, Ее преславное Рождество.
Подробности события рождества Божией Матери нам становятся известны из Священного Предания Церкви. У престарелых святых и праведных Иоакима и Анны после долгих душевный страданий и молитв рождается благословенная Дщерь — Пресвятая Дева Мария, рождается в галилейском городе Назарете, где тогда жили Иоаким и Анна. Непростой был их жизненный путь, Бог испытывал их терпение и веру. Долгое время они не имели детей и очень скорбели по этому поводу. Но, несмотря на их преклонный возраст, они не теряли надежды на Бога, и эта надежда не была посрамлена: Бог сотворил чудо и даровал им благословенное Чадо.
Церковные праздники открывают нам определенные вехи в истории нашего спасения. Это особенно касается праздников Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери.
И рождение Пресвятой Богородицы — это не просто рождение обычного младенца, а событие, изменившее судьбу всего мира. Путем длинного ряда поколений Промысл Божий подготавливал для Себя на земле Этот Сосуд Божества. Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни многих поколений людей и особенно Ее родителей — святых Богоотец Иоакима и Анны.
Рождество Пресвятой Богородицы — итог и венец Ветхого Завета, всех надежд и чаяний дохристианского человечества. Оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий. Рождение Божией Матери было предвозвещено праотцами и пророками за много тысячелетий до Ее рождения. Бытописатель и пророк Моисей писал о семени жены, которое сотрет главу змия. Праотец Иаков видел лестницу, соединяющую небо и землю, и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а пророк Иезекииль видел врата, через которые прошел Господь, и они остались затворенными.
Открывая духовный смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы, церковные песнопения говорят нам об этом событии как о всемирной радости для всей вселенной, потому что родившаяся Богоотроковица стала Сосудом для Божества, Ковчегом Нового Завета, Престолом Царя Небесного. Благодаря Ей на землю сошел Сын Божий, совершилось Таинство Боговоплощения.
Церковные песнопения говорят нам, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения. Благодаря Ей весь человеческий род освободился от власти диавола, греха и смерти, начиная с наших прародителей Адама и Евы. Из библейского Откровения нам известно, что первые люди в Раю Адам и Ева были созданы по образу Божию и обладали бессмертием. Они жили в полной гармонии с самими собой и со всей природой, находясь в полном единстве со своим Источником Жизни — Богом.
Отпадение воли первого человека от воли Божией стало причиной грехопадения первых людей. Прародители, нарушив заповедь Божию в Раю, нравственные и духовные законы своего существования и развития, оказались под властью греха и смерти. Грех внес разлад между Богом и человеком, вызвал у человека враждебность по отношению к Богу. Единство и общение с Богом было нарушено. В результате явились следствия грехопадения, которые не замедлили сказаться на самой природе человека. Внутренний мир человека нарушился: силы ума, сердца и воли, до этого мирно и согласно служившие ему, теперь пришли в хаотическое состояние и стали противоборствовать друг другу. В духовных силах человека наступили разлад и смятение, и не было сил выйти из этого мучительного и греховного состояния.
Но Бог есть любовь, и эту любовь Он постоянно изливает на весь мир. Другое дело, готов ли сам человек принять эту божественную любовь и помощь для своего спасения. Человечеству нужно было пройти длительный период своего существования, чтобы осознать свою беспомощность и нравственное бессилие в борьбе с грехом, возжаждать своего спасения и тем самым стать на путь возвращения к Богу. История древнего мира говорит нам об этом.
Божия Матерь явилась даром Богу от всего ветхозаветного человечества, воплощением святости и чистоты. В лице Божией Матери человечество сказало «да» своему спасению.
Святая Церковь, молитвенно отмечая Рождество Пресвятой Богородицы, прославляет Ее за великие добродетели: кротость, смирение, любовь, надежду на Промысл Божий. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и святостью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Благодаря нравственному и духовному подвигу Божией Матери сошел на землю Господь наш Иисус Христос, Который победил смерть и даровал людям вечную жизнь. И, чтобы воспринять эту вечную жизнь, нам нужно подражать в своей жизни добродетелям Божией Матери: Ее твердой вере, надежде и любви. По учению Святых Отцов, Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы должны постоянно прибегать с сыновним дерзновением и просить о наших нуждах и о нашем спасении. Аминь.
Св. Данииловский монастырь, Москва.