Проповеди

Слово архиепископа Феофилакта (Курьянова), Пятигорского и Черкесского в канун дня памяти обретения главы святого пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас приветствую с навечерием дня памяти обретения главы святого пророка и Предтечи Крестителя Иоанна и поздравляю с Днем Памяти святого преподобного мученика Федора Тирона!

В сегодняшний день мы читали Священное Писание, от которого назидались, и мне хотелось бы вернуться к строкам, которые мы слышали, свидетелями которых мы стали, — благовестие святого апостола и евангелиста Луки, в котором он повествует о том, как Предтеча Иоанн Креститель послал своих учеников ко Христу испытать тот ли это, который был заповедан миссией или ожидать другого. Ученики Иоанновы увидели совершающиеся Господом чудеса и знамения, которые стали свидетельствовать о том, что Господь посетил народ свой. Говоря об Иоанне Крестителе, Спаситель сказал, что это Великий пророк, рожденный среди жен.

И здесь же в Священном Писании мы вчитываемся в строки, говорящие о том, что некоторые из слушающих Иоанна и знавших о нем, о том, кто проповедает покаяние, не пошли к нему. И это были фарисеи и некоторые из учителей народа израильского.

Неслучайно это свидетельство становится частью Священного Писания, говорящего нам о том, что не каждый человек устремляется к правде Божией. С одной стороны это вполне обыденно и имеющее место быть явление: не каждый человек вслушивается в слово Божие и вполне естественно, что кто-то слушает это слово, а кто-то нет. Но Священное Писание, повествуя об этом, говорит о таковых, как о людях делающих свой сознательный выбор в сторону зла.

Человек, который боится правды, становится пособником неправды. Человек, который боится в чем-то сознаться самому себе, в своей собственной душе, в своем собственном сердце открывает вполне приемлемую почву для того, чтобы в нашем сердце, в нашем внутреннем человеке выросла неправда, ложь. Никогда не бывает так, что мы живем неким обстоятельством нашей жизни, и как будто бы не замечаем его. Не бывает никогда такое незамеченное отношение безопасным для человека. Всегда такое «незамечание» человека приводит к трагедии. Мы должны уметь сознаться самим себе в том, что делаем и чем живем. Мы должны прямо называть вещи своими именами, и всякая боязнь правды ставит нас на сторону неправды.

Когда народ шел к Иоанну Крестителю он исповедовался ему. Каждый, приходя к Иоанну, спускаясь в воды Иордана, приходил туда с неким осознанием того ужаса и тяжести опыта собственной жизни, который он скопил до этого берега Иордана. Каждый приходил туда с внутренним пониманием, не только своего недостоинства, но и пониманием своей неправды. Понимание неправды заключалось в том, что человек становился на путь исправления, он подымал свою руку на свой собственный грех, он стремился к тому, чтобы избавиться от него.

Можно сравнить и некоторый опыт нашей жизни с этим удивительным Евангельским повествованием: когда мы чувствуем в себе некую болезненность, мы знаем что нечто болезненное начало в нас развиваться. Но не сразу идем к врачу, чтобы испытать свое здоровье, свое самочувствие. Мы иногда это боимся сделать, и говоря себе самим и другим, даже хвалясь своим промедлением, что если пойду, то могу что-то узнать, и тогда это меня больше расстроит. А так как будто бы не знаю и живу с тем, что есть. Такое лживое ложное, трусливое смирение пред болью может привести нас к трагедии. И знаем, что может случиться так, что тогда, когда мы обратимся к врачу, лекарю, то нам могут сказать, что слишком поздно мы это сделали. Всякое чувствование неправды в себе и готовность жить с этой неправдой ставит нашу душу в смертельную опасность, приближает нас к такой смертельной опасности, которая может развить в нас губительные страсти, а эти страсти в свою очередь погубить нас для вечности.

Те, кто не идет к Иоанну, идут ко тьме. Никогда не бывает человека, который находится на некоем независимом от света или от тьмы положения. Именно поэтому Господь говорит прямо: «Кто не с вами, тот против вас». Не бывает третьего положения, некоего лояльного: я не с теми и не с теми. Ты или с Богом, или против Него. Или идешь к Иоанну, и приносишь свое покаяние, и становишься Божиим, или не делаешь этого, тогда становишься против Христа.

Это свидетельство Священного Евангелия заставляет испытать и нашу собственную совесть, и вот сегодня мы стоим у дня памяти святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Стоим, как будто бы на берегу Иордана. Идем ли мы к этому пророку принести свое покаяние? Видим ли мы свою собственную жизнь, и сожалеем ли мы о том, что в этой жизни было ужасно? Готовы ли мы расстаться с хламом нашей собственной жизни? Хотя и он был бы нам больше приятен, и воспоминания о нем оставят у нас некое ложное лживое приятное счастливое чувство? Но ведь всякий грех хоть малый, хоть великий, который живет в нас, способен нас разрушить.

Сегодня мы стоим на берегу Иордана и каждый из нас представляет себе память о Крестителе, того который даже до смерти мученической исповедовал правду — исповедовал Господа. Стоя сегодня на берегу Иордана, мы обращаем вопрос к своей собственной совести: готова ли она сделать шаг к реке Иордана? Готова ли она к раскаянию? Или опять боится расстаться с тем, к чему так привыкла? Или опять боится сделать шаг, боясь потерять то, что ложно наполняет нас лукавым, мертвым, неживым, лицемерным счастьем.

По молитвам пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да дарует нам милосердный Господь решительного шага к Иордану, водительством Пресвятой Богородицы да войдем мы в Иордан, которым омоем свои грехи. Принесем свое настоящее покаяние, расстанемся с тем, что так вросло в нас, вымоем из нас молитвами крестителя водой Иордана то, что так въелось в нашу собственную жизнь.

Господь, грядущий на вольные страдания и показывающий нам доброту своей любви к роду человеческому, да дарует дар покаяния и в эти дни спасительного Великого поста. Аминь.

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 11 марта 2011 г.