Проповеди

Слово епископа Кирилла (Зинковского), Сергиево-Посадского и Дмитровского в неделю о Фоме

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос, дорогие братья и сестры, и в сегодняшний день мы празднуем так называемую Антипасху, что в переводе с греческого означает повторение Пасхи, продолжение Пасхи. И служба полностью повторяет песнопения праздника Святой Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Светлая Седмица — особенное время богослужебного года. Всю эту светлую неделю богослужения отличались особой торжественностью, большей краткостью, каждый день мы совершали крестный ход. Мы продолжаем праздновать великое торжество Пасхи. Сегодняшний день называется Неделей о Фоме. Об апостоле Фоме, который не присутствовал среди учеников, когда им явился воскресший Господь. И когда другие апостолы рассказывали о великом чуде воскресения Господа, Фома сказал, что если не вложит свои персты в язвы от гвоздей и язву от копия в ребре Спасителя, не сможет ощутить реально своими руками воскресшее тело Христа, то не сможет и веровать.

Святой апостол Фома проявил, конечно, недостаток веры своим друзьям, тоже апостолам Христовым, недостаток веры и самому Спасителю. Однако, по преданию, после Вознесения Господня и снисхождения Духа Святого на апостолов, святой апостол Фома проповедовал благую весть в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии и основал там христианские Церкви. «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким». За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского одного города святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу и был погребен в том же городе.

Не случайно в богослужебных текстах неверие, которое первоначально показал апостол, называется блаженным, потому что оно не было полным отрицанием веры. Он верил и хотел верить, но только желал несомненно увериться в том, что Господь воскрес реально, что это был не какой-то мираж, не видение какое-либо, а действительно реальность физическая и духовная одновременно, подлинное воскресение тела распятого и погребенного Христа Спасителя силой Его Божества. И Господь снизошел к его немощи, явившись апостолам, показав апостолу Фоме Свои язвы. Некоторые спрашивают, как же так, тело Христа, прославленное, уже после Воскресения, почему оно имело на себе следы страданий? Но мы видим, что Господь какие-то следы оставил, хотя, конечно, это были не такие кровоточащие раны, какие Он получил на кресте во время распятия. Это было напоминанием о великом подвиге, который понес Господь нашего ради спасения.

И в этот день мы должны особенно помолиться Господу, чтобы Он укрепил нашу веру, как молился отец бесноватого отрока: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).

В каждом из нас есть вера, иначе бы мы здесь не стояли и не молились, и не участвовали в таинствах. Но, тем не менее, вера может быть разная. Она может быть слабая, а может быть очень крепкая. Как говорил святой Силуан Афонский, веруют в Господа Иисуса Христа, но мало кто знает Его. Это знание — уже живая вера, когда человек реально ощущает, чувствует Господа, познает Его, как Он есть, в той степени, в какой Господь ему открывается. А не только верует, что Господь где-то есть и промышляет о нас.

Но всякая вера необходима нам. Даже и такую малую веру надо хранить и помнить, что, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, сколько бы человек ни согрешал, как бы он ни падал, он всегда имеет возможность покаяться. Хотя, конечно, мы должны беречься особо тяжких грехов, таких как блудные и развратные грехи, которые сейчас пропагандируются, и которые, по слову преподобного Амвросия, змею могут рассечь напополам. Такой грех — смертный, как назывался он в древней Церкви, — рассекает душу человека напополам. Но действительно, змея может еще регенерировать из этого состояния. Так и христианин, даже после самого тяжелого греха, от которого да сохранит нас Господь, все-таки может через таинство покаяния, исповедь, слезы и дела милосердия очищаться и восстанавливаться. Но если змею поразить в голову, то она погибает окончательно. Так же и христианин, потерявший свою веру, погибает окончательно, потому что он не может ни молиться, ни каяться, ни приносить какого-либо труда покаяния, не может также очищаться и приближаться к Богу из своего падшего состояния.

Поэтому мы должны особенно блюсти свою веру, умножать ее через чтение Евангелия и житий святых, особенно тех, которые жили недавно, Господь их прославил, и сохранилось множество живых свидетельств их святости и чудес. Церковь их прославила уже после того, как явно было засвидетельствовано прославление этих святых от Бога через разные великие чудеса. И если мы просто возьмем и непредвзято изучим историю Церкви, то каждый из нас укрепится в своей вере. Мы, можно сказать, можем подобно Фоме буквально прикоснуться к Самому Христу, живущему и действующему с великой силой в Своих святых. Будем просить, чтобы вера наша была живая, и чтобы мы, когда испытываем ее недостаток, через искреннюю молитву ко Христу и через приобщение к церковному преданию, житиям святых и Евангелию, укреплялись бы в вере. И чтобы для нас сбылись слова преподобного Ефрема Сирина: «В борьбе за веру да кончится жизнь твоя».

Мы, как воины Христовы, должны хранить веру, оберегать ее, отгонять всякого врага и супостата невидимого, который пытается нашу веру уменьшить, ослабить, сделать нашу жизнь подобной жизни людей, которые не знают Христа, чтобы мы были посмеянием для дьявола и окружающих неверующих людей. Будем помнить, что мы несем ответственность перед Господом за исповедание нашей веры, что мы не принадлежим себе, но принадлежим Господу, искуплены Его честною кровью, и, радуясь, и прославляя воскресшего Господа, мы не должны забывать, какой ценой доставлена нам эта радость, это веселие, но должны благоговеть перед страданиями и ранами Христовыми.

Мы должны благоговеть и перед подвигами святых, которые они несли не только и даже не столько ради себя, сколько ради нас, всех христиан, в некотором смысле подражая Спасителю и продолжая дело Христово, Его подвиг за очищение и спасение человеческих душ. Искупитель у нас один — Господь Иисус Христос, но святые Господни всегда помогали нести благую весть и саму благодать Искупления в души людей. И конечно же, у нас перед глазами должен всегда быть величайший подвиг Христа, Который взял на Себя грехи всех нас. Будем помнить, что мы себе не принадлежим, принадлежим Христу, и должны служить Ему и делом, и словом, и всеми нашими мыслями и чувствами, и так наследовать блаженное Царствие Небесное во веки веков. Аминь!

Христос Воскресе!

15.04.07