Призвание Христово
Мы слышали сегодня в Евангельском чтении повествование св. Апостола и Евангелиста Луки о призвании Христом Спасителем Апостолов к сотрудничеству с Ним в проповеди Царства Божия. Это было второе призвание Апостолов, которое было решающим в их жизни и навсегда соединило их с Иисусом Христом.
О первом призвании повествует св. Евангелист Иоанн Богослов. Первое призвание Апостолов было на второй и третий день после крещения Иисуса Христа от Иоанна.
«На другой день (после Крещения) видит Иоанн идущего к нему Иисуса, и говорит: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира. Сей есть, о котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел Крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствавал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящей Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29-34).
Евангелие не упоминает, к кому именно были обращены эти слова Иоанна Крестителя и присутствовали ли при этом его ученики, на слова эти должны были иметь потрясающее значение для всех, кто их слышал, так как все тогда напряженно ожидали пришествия Мессии и самая проповедь Иоанна о покаянии и его крещение были приготовлением к встрече Мессии. Эти слова не могли не стать известными и всем его ученикам, если даже они не присутствовали при этом, и в том числе Иоанну Богослову, который впоследствии и записал их в свом Евангелии.
«На другой день (т. е. на третий день после крешения) опять стоял Иоанн и двое из учеников его и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». Ясно, что это краткое свидетельство было естественным продолжением того более пространного свидетельства, которое накануне произнес Иоанн Креститель. «Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорить им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви! (что значит: учитель!) где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увиели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (т.е., около 4-х часов дня по нашему времени). Один из них, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брать Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорнт ему: мы нашли Мессию, что значить: «Христос». «И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув ва него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» (Ин. 1, 37-42). Далее евангелист повествует о призвании Филиппа и Нафанаила.
Очевидно, что с этого дня Иоанн Креститель дал свое молчаливое согласие, чтобы ученики его Андрей, Петр и Иоанн стали учениками Иисуса Христа и к их обществу присоединились Филипп и Нафанаил. Это и было первое призвание св. Апостолов. Став учениками Иисуса Христа, они не сразу оставили свою основную жизненную профессию и продолжали быть рыбаками, очевидно уделяя лишь части своего времени на пребывание в обществе своего нового Учителя, о Котором они получили такое страшное свидетельство от того, авторитет которого, как пророка Божия, был совершенно бесспoрным. Однако, ясное сознание того, что они находятся перед глазами Сына Божия и служат Ему, только постепенно проникало в их сердца. Вот на их глазах Господь совершает чудо в Кане Галилейском, претворяя на брак воду в вино — «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 17). Господь посещает дом Своего ученика Симона (Петра). «Теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им». Господь совершает на глазах множество чудес. «При захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (ст. 40). О Господе свидетельствовали бесы. «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий» (ст. 41).
Но всего этого было еще недостаточно для того, чтобы в сердце учеников Христовых произошел коренной переворот и чтобы они, оставив всю свою прежнюю жизнь, решительным образом последовали бы за Христом Спасителем. Для этого понадобилось второе призвание их, о котором и повствует св. Евангелист Лука и которое Господь совершил чудесным уловом рыбы.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретскаго, увидел Он две лодки, стоящия на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, севши, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыб, и даже сеть у них порвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что оне начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи: потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5, 1-11).
Такое, как будто бы мало значущее событие, не выходящее из пределов обычной жизни, как удачный улов рыбы, хотя бы и чудесный, произвело на души Апостолов более сильное действие, чем даже свидетельства общепризнанного Пророка о сошествии на Иисуса Христа Духа Святого и указание на Него, как на Мессию и Сына Божия, далее творимыя Им чудеса исцеления больных и свидетельства бесноватых. Очевидно, что все предшествующия события и свидетельетва об Иисусе Христе подготовили их души, в которых, однако, коренной переворот произошел лишь после чудесного улова рыбы. Только после этого они «оставили все и последовали за Ним».
Чудесный улов рыбы вполне открыл им глаза на Иисуса Христа потому, что это событие непосредственно касалось их жизни. Человка всегда более всего поражает то, что непосредственно касается сферы его обычных занятий. Как профессиональные рыбаки, они хорошо знали, что, если в течение ночи не было улова рыбы, то после восхода солнца, с наступлением дня, когда рыба уйдет в глубину вод, никакого улова не может быть. И вот теперь, когда по слову Того, на Которого им указал Иоанн Креститель, как на Мессию и Сына Божия, произошло противоположное тому, что всегда было в их жизни, оно потрясло их сердца н раскрыло их духовные очи. То, что они воспринимали о Мессии своим слухом, глазами и умом, теперь вошло в глубину их сердца. Для них стало очевидно, что перед ними находится Тот, ради Которого они должны оставить все и последовать за Ним. Св. Апостолы возлюбили Господа всем своим сердцем и были преданы Богу, но они, как и весь Израильский народ, ожидали, что Мессия будет земным царем, который возведет Израильский народ к земному мировому владычеству и будет вечно царствовать над Израилем. Господь в течение Своей земной проповеди постепенно с большим терпением возводил Своих учеников к понятию Царства Небесного, ради которого он пришел на землю, и после вознесения Его на небо и сошествия Св. Духа на Апостолов, они окончательно утвердились в понимании Царства Христова, как Царства небесного, которое и проповедывали во Вселенной.
Так Господь призывает к Себе и всех нас самой жизнью. На заре своей жизни мы узнаем об Иисусе Христе прямой проповедью о Нем, подобной тому, которую говорил Иоанн Креститель, из уроков Закона Божия, Свяшенной Истории и церковных богослужений, затем Господь призывает нас к Себе различными жизненными обстоятельствами, ставя нас в такое положение, пред котором мы должны обратиться к Нему — тут будут и болезни, и несчастные случаи с нами и с нашими близкими, и смерти, и различныя житейския обстоятельства, каждое из Которых могло бы открыть нам наши духовныя глаза и увлечь нас к Господу. Причем Господь отнюдь не требует от всех людей, чтобы они оставили ради Него все свои обычныя занятия; это требуется только от вручающих Ему свою жизнь в обетах иночества, но за то безусловно Господь требует от всех последователей Евангелия, чтобы они коренным образом изменили свое отношение к жизни. Господь безусловно требует от всех, желающих наследовать вечную жизнь, решителного переворота в своем мировоззринии. Быть христианином — это значит смотреть на жизнь глазами Евангелия и руководствоваться в жизни законом Евангелия. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 11, 28). Это повеление относится безусловно ко всем людям, которые во втором пришествии будут разделены на достойных Господа, наследующих с Ним вечное Царство, и недостойных Господа, наследующих вечную муку. Третьяго средняго состояния, в готором мы находимся на земле, колеблясь между добром и злом, в будущей вечной жизни не будет.
Вот к следованию Св. Евангелию Господь и призывает нас, как прямой проповедью, так и различными жизненными обстоятельствами, ставя нас в то или иное положение пред Его всемогущим Промыслом. Такими призывами особенно богато наше время и такие призывы будут усиливаться по мере приближения Его второго пришествия. Самое крушение, казалось, несокрушимой России есть ничто иное, как призыв Господа к Его Царству, к покаянию и, если мы будем внимательны к таким цризывам и будем откликаться на них, то усльшим от Господа то, что услышал от Него Закхей: «ныне спасение дому сему бысть» (Лк. 19, 9).
Поучение, произнесенное в Свято-Николаевской церкви в г. Спрингфильде, Массачуссетс, 21 сентября/5 октября 1958 г.
Мы слышали сегодня в Евангельском чтении повествование св. Апостола и Евангелиста Луки о призвании Христом Спасителем Апостолов к сотрудничеству с Ним в проповеди Царства Божия. Это было второе призвание Апостолов, которое было решающим в их жизни и навсегда соединило их с Иисусом Христом.
О первом призвании повествует св. Евангелист Иоанн Богослов. Первое призвание Апостолов было на второй и третий день после крещения Иисуса Христа от Иоанна.
«На другой день (после Крещения) видит Иоанн идущего к нему Иисуса, и говорит: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира. Сей есть, о котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришел Крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствавал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящей Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29-34).
Евангелие не упоминает, к кому именно были обращены эти слова Иоанна Крестителя и присутствовали ли при этом его ученики, на слова эти должны были иметь потрясающее значение для всех, кто их слышал, так как все тогда напряженно ожидали пришествия Мессии и самая проповедь Иоанна о покаянии и его крещение были приготовлением к встрече Мессии. Эти слова не могли не стать известными и всем его ученикам, если даже они не присутствовали при этом, и в том числе Иоанну Богослову, который впоследствии и записал их в свом Евангелии.
«На другой день (т. е. на третий день после крешения) опять стоял Иоанн и двое из учеников его и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». Ясно, что это краткое свидетельство было естественным продолжением того более пространного свидетельства, которое накануне произнес Иоанн Креститель. «Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорить им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви! (что значит: учитель!) где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увиели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (т.е., около 4-х часов дня по нашему времени). Один из них, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брать Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорнт ему: мы нашли Мессию, что значить: «Христос». «И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув ва него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» (Ин. 1, 37-42). Далее евангелист повествует о призвании Филиппа и Нафанаила.
Очевидно, что с этого дня Иоанн Креститель дал свое молчаливое согласие, чтобы ученики его Андрей, Петр и Иоанн стали учениками Иисуса Христа и к их обществу присоединились Филипп и Нафанаил. Это и было первое призвание св. Апостолов. Став учениками Иисуса Христа, они не сразу оставили свою основную жизненную профессию и продолжали быть рыбаками, очевидно уделяя лишь части своего времени на пребывание в обществе своего нового Учителя, о Котором они получили такое страшное свидетельство от того, авторитет которого, как пророка Божия, был совершенно бесспoрным. Однако, ясное сознание того, что они находятся перед глазами Сына Божия и служат Ему, только постепенно проникало в их сердца. Вот на их глазах Господь совершает чудо в Кане Галилейском, претворяя на брак воду в вино — «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 17). Господь посещает дом Своего ученика Симона (Петра). «Теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им». Господь совершает на глазах множество чудес. «При захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (ст. 40). О Господе свидетельствовали бесы. «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий» (ст. 41).
Но всего этого было еще недостаточно для того, чтобы в сердце учеников Христовых произошел коренной переворот и чтобы они, оставив всю свою прежнюю жизнь, решительным образом последовали бы за Христом Спасителем. Для этого понадобилось второе призвание их, о котором и повствует св. Евангелист Лука и которое Господь совершил чудесным уловом рыбы.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретскаго, увидел Он две лодки, стоящия на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, севши, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыб, и даже сеть у них порвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что оне начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи: потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5, 1-11).
Такое, как будто бы мало значущее событие, не выходящее из пределов обычной жизни, как удачный улов рыбы, хотя бы и чудесный, произвело на души Апостолов более сильное действие, чем даже свидетельства общепризнанного Пророка о сошествии на Иисуса Христа Духа Святого и указание на Него, как на Мессию и Сына Божия, далее творимыя Им чудеса исцеления больных и свидетельства бесноватых. Очевидно, что все предшествующия события и свидетельетва об Иисусе Христе подготовили их души, в которых, однако, коренной переворот произошел лишь после чудесного улова рыбы. Только после этого они «оставили все и последовали за Ним».
Чудесный улов рыбы вполне открыл им глаза на Иисуса Христа потому, что это событие непосредственно касалось их жизни. Человка всегда более всего поражает то, что непосредственно касается сферы его обычных занятий. Как профессиональные рыбаки, они хорошо знали, что, если в течение ночи не было улова рыбы, то после восхода солнца, с наступлением дня, когда рыба уйдет в глубину вод, никакого улова не может быть. И вот теперь, когда по слову Того, на Которого им указал Иоанн Креститель, как на Мессию и Сына Божия, произошло противоположное тому, что всегда было в их жизни, оно потрясло их сердца н раскрыло их духовные очи. То, что они воспринимали о Мессии своим слухом, глазами и умом, теперь вошло в глубину их сердца. Для них стало очевидно, что перед ними находится Тот, ради Которого они должны оставить все и последовать за Ним. Св. Апостолы возлюбили Господа всем своим сердцем и были преданы Богу, но они, как и весь Израильский народ, ожидали, что Мессия будет земным царем, который возведет Израильский народ к земному мировому владычеству и будет вечно царствовать над Израилем. Господь в течение Своей земной проповеди постепенно с большим терпением возводил Своих учеников к понятию Царства Небесного, ради которого он пришел на землю, и после вознесения Его на небо и сошествия Св. Духа на Апостолов, они окончательно утвердились в понимании Царства Христова, как Царства небесного, которое и проповедывали во Вселенной.
Так Господь призывает к Себе и всех нас самой жизнью. На заре своей жизни мы узнаем об Иисусе Христе прямой проповедью о Нем, подобной тому, которую говорил Иоанн Креститель, из уроков Закона Божия, Свяшенной Истории и церковных богослужений, затем Господь призывает нас к Себе различными жизненными обстоятельствами, ставя нас в такое положение, пред котором мы должны обратиться к Нему — тут будут и болезни, и несчастные случаи с нами и с нашими близкими, и смерти, и различныя житейския обстоятельства, каждое из Которых могло бы открыть нам наши духовныя глаза и увлечь нас к Господу. Причем Господь отнюдь не требует от всех людей, чтобы они оставили ради Него все свои обычныя занятия; это требуется только от вручающих Ему свою жизнь в обетах иночества, но за то безусловно Господь требует от всех последователей Евангелия, чтобы они коренным образом изменили свое отношение к жизни. Господь безусловно требует от всех, желающих наследовать вечную жизнь, решителного переворота в своем мировоззринии. Быть христианином — это значит смотреть на жизнь глазами Евангелия и руководствоваться в жизни законом Евангелия. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 11, 28). Это повеление относится безусловно ко всем людям, которые во втором пришествии будут разделены на достойных Господа, наследующих с Ним вечное Царство, и недостойных Господа, наследующих вечную муку. Третьяго средняго состояния, в готором мы находимся на земле, колеблясь между добром и злом, в будущей вечной жизни не будет.
Вот к следованию Св. Евангелию Господь и призывает нас, как прямой проповедью, так и различными жизненными обстоятельствами, ставя нас в то или иное положение пред Его всемогущим Промыслом. Такими призывами особенно богато наше время и такие призывы будут усиливаться по мере приближения Его второго пришествия. Самое крушение, казалось, несокрушимой России есть ничто иное, как призыв Господа к Его Царству, к покаянию и, если мы будем внимательны к таким цризывам и будем откликаться на них, то усльшим от Господа то, что услышал от Него Закхей: «ныне спасение дому сему бысть» (Лк. 19, 9).
Поучение, произнесенное в Свято-Николаевской церкви в г. Спрингфильде, Массачуссетс, 21 сентября/5 октября 1958 г.