Беседа священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского (+1937г.) в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
Смысл православных праздников
Не имеем здесь постоянного града, но ищем буду щего. Итак будем через Него непрестанно прино сить Богу жертву хвалы, то естъ плод уст, прослав ляющих имя Его (Евр. 13, 14-15).
Почему так много в Православной Церкви больших праздников? К чему это? Ведь таким образом пропадает масса времени, каждый нерабочий день приносит много убытков стране.
Подобные вопросы возникали и раньше, не говоря уже о сегодняшнем дне. Как же отвечать на это православным христианам? Цер ковные праздники имеют целью отвлекать христианина хотя бы на ко роткое время от земли, ее интересов. Они напоминают нам, что мы не только граждане земли, а и неба (Евр. 13, 14). Они говорят нам о но вой земле и новом небе, куда мы призываемся после смерти тела для вечной жизни (2 Пет. 3, 13). Земля и так уже заполонила нас, тянет к себе всеми своими способами, мы к земле прильнули и не желаем рас статься с ней. А расстаться необходимо, потому что смерть ожидает решительно всех. Как человек, привыкший жить в душной комнате, ленится выйти на свежий чистый воздух, так и люди в большинстве своем предались земным интересам, и не тянет их подышать чистым святым воздухом неба. Пусть неприятным будет напоминание всем, не признающим больших церковных праздников, пусть они уходят от Бо га и вечной жизни, а Церковь Православная все же будет звать к Богу в дни своих праздников, потому что истинно Христово речение: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3).
Праздники святые не только напоминают нам о Боге и вечной жизни за гробом, но вместе и приготовляют нас, сынов земли, к обще нию с Богом и вечной блаженной жизни. Всякое пребывание наше в храме Божием, соединенное с истинной молитвой и покаянием в сво их грехах, а особенно в дни поста и очищения себя в Таинстве Испове ди и приобщения Христовых Таин, приближает нас к Богу и является этапом нашего внутреннего возрождения в духовной жизни. Ведь спа сение наше — сложный духовный процесс: оно есть преображение на ше из ветхого человека с его страстями — в нового человека, созданно го по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).
Церковные праздники необходимы для мирских людей, не говоря уже об иноках, которые самим своим положением призваны к ежедневному богослужению. А то скажешь: зачем эти монашеские ежеднев ные молитвы? Что же, весь год праздновать — когда же работать? В са мом деле, как понять эти ежедневные богослужения? Не говоря уже о том, что молитва и ежедневные богослужения есть непрерывный физический труд, приносящий не меньше болезней тела, чем труд фи зический, ежедневное богослужение имеет полное идейное оправда ние с христианской точки зрения. Ежедневные молитвы и богослуже ния иноков и пастырей имеют в виду спасение всех людей и их внешнее благополучие, они призывают и привлекают Божие благосло вение на всю земную работу, чтобы она, давая все необходимое челове ку для жизни, напоминала бы людям, что и все земное зависит не столь ко от установленного порядка, сколько от Божьего промышления: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
О чем говорят ежедневные богослужения и молитвы Церкви Христовой? — они указывают нам содержание будущей вечной жизни для последователей Христа Спасителя, ибо в чем, как не в непрестан ном служении Богу, будет состоять дело наше в жизни вечной, где со вершенно умолкнут земные интересы с их суетой: И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии обличенные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр. 7, 13-15).
Без церковных праздников, которых для мирян гораздо меньше, чем рабочих дней в году — из трехсот шестидесяти пяти не больше восьмидесяти, — считая и воскресные дни, — люди совершенно опустились бы, забыли бы свое самое высокое призвание — быть образом Божиим, по подобию Божиему, утратили бы любовь, милосердие, веселие и ра дость души, превратились бы в людей скучных, унылых и в конце концов впали бы в отчаяние, как об этом говорит А. П. Чехов в своем рассказе «Мужики». Тяжелую крестьянскую долю он разъясняет, основываясь на опыте крестьянской жизни; он показывает, что от тоски и отчаяния, от бедности и несправедливости крестьян спасали празд ничные церковные напоминания о Боге, Его милосердии, о молитве Царицы Небесной за всех обиженных, о вечной блаженной жизни, где будет полная правда. «Это было в августе, когда по всему уезду, из де ревни в деревню, носили Живоносную. В тот день, когда ее ожидали в Жукове, было тихо и пасмурно. Девушки еще с утра отправились навстречу иконе в своих ярких нарядных платьях и принесли ее под ве чер, с крестным ходом, с пением, и в это время за рекой трезвонили. Громадная толпа своих и чужих запрудила улицу; шум, пыль, давка... И старик, и бабка, и Кирьяк — все протягивали руки к иконе, жадно глядели на нее и говорили, плача: "Заступница, Матушка! Заступница!" Все как будто вдруг поняли, что между землею и небом не пусто, что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита от обид, от рабской неволи, от тяжкой, невыносимой нужды, от страшной водки. "Заступница, Матушка", — рыдала Марья» (А. П. Чехов. «Мужики»).