Твоя маленькая Голгофа
В пустыню вселившися твоих страстей образы от души отъяла еси, боговиднейшее изображение в души написавши, добродетелей виды: и толико просияла еси, яко и водами легко преходити, блаженная, и от земли взиматися в твоих к Богу молениих: и ныне в дерзновении всеславная Марие Христу предстоящи, молися о душах наших (стихира на «Господи воззвах», гл. 6-й).
Трудно человеку оторваться от земли, трудно переступить через свои интересы, через сегодняшнее видение мира и расширить горизонты своей жизни. Сегодня мы слышим из Евангелия, как Господь говорит о крестных страданиях, о том, что Он идет в Иерусалим, чтобы добровольно, невинно умереть, пострадать за спасение всего человечества. А рядом идут Его ученики и говорят о совершенно других вещах: «Сейчас мы завоюем Иерусалим и станем править всем миром». Эта идея, наверное, и сегодня витает в чьих-то умах. Все земное настолько ограничивает человека, что люди не понимают: для чего им дана жизнь на земле. Мы слышим на Исповеди великие слова, которыми должны жить: «Тебе прощаются твои грехи...» Ты еще не начал каяться, а тебя уже прощают. Ты и не начал смиряться, а Господь уже причащает тебя жизни вечной. Ты вообще ничего не хочешь делать, но уже освящен Божией благодатью. Для нас это стало привычно. И во время исповеди больше всего нас волнует то, что у нас есть какая-то проблема, у нас что-то не строится в отношениях, что-то разваливается, у нас что-то не так, как нам хотелось бы... Но все это видение совершенно другого уровня жизни. Господь хочет, чтобы мы горе имели сердца. А как тут поднять горе сердца, если внутри человека тревога, болезнь, печаль, если все, что есть в его жизни, построено только на этой земле?
Сегодня, когда я совершал литургию, мне сообщили очень печальные, очень тревожные известия. И я должен оторваться от этого, я должен жить другой жизнью, потому что литургия — это преодоление притяжения земли, это вечность. А оторваться трудно, потому что есть проблемы, и они есть не только у тебя, а еще и у тех, кто от тебя зависит. Но нам нужно отвоевывать мир в сердце для Бога. Мы должны понимать, что задача не в том, чтобы сегодня было легче и проще жить, а в том, чтобы мы смогли вместить любовь Божию и в ней найти ответы на всевопросы.
От непонимания и недоверия к Богу человек приходит в тупик: он причастился — а ему становится хуже, искушений стало в десять раз больше, болезнь усилилась. Человек что-то просит у Бога, а Бог ему это не дает, дает другое. Неужели Бог оглох, ослеп, неужели Бог не любит? Просто у Него совершенно другая задача: Он пришел спасти человека и, пока человек здесь на земле, ввести его в новую жизнь, в которой не будет греха.
Не найдя Христа в этом мире, мы не найдем Его уже никогда и в вечности.
Поэтому, несмотря на все наши благие желания и стремления, нам нужно все-таки подчинить свою жизнь Богу. Это непросто, но это и есть наше распятие. Именно в этом состоит наша с вами маленькая Голгофа, а не в том, что нас где-то схватят и будут пытать: «Откажись от Христа!» А может быть, и такое случится. Я нашим сестрам говорю, что пища у нас сейчас молочная; а твердая пища — это если бы вывели всех и сказали: «Будете с Богом — всех поубиваем». Вот твердая пища. Кто готов к этой пище на сегодняшний день? Кто готов сказать: «Я сейчас останусь нищим, меня все бросят, меня все оплюют, но только от Христа я не откажусь...»? Кто к этой пище готов? Пожалуйста, вот она. Но сможем ли мы ее употребить, сможем ли мы ее вместить в себя? Господь — сердцеведец, Он все знает. И нам не нужно мечтать и фантазировать, придумывать себе испытания. Есть реальная жизнь, в которой мы живем плохо, в которой мы не научились видеть даже самых близких людей. Самолюбие, саможаление, нерадение мешают нам видеть Бога и принимать Его святую волю. Поэтому сегодня наша задача — поверить Богу больше, чем себе. Конечно, это задача огромная и тяжелая.
Сегодня во втором Евангелии мы слышали о святости. Что такое святость? Вот перед нами выдающиеся законоучители, книжники и фарисеи из Евангелия, а вот блудница, которая пришла, чтобы омыть ноги Спасителя. Это Евангелие читается в память о Марии Египетской. И само житие этой святой — образец, камертон жизни, который дает нам Церковь и настраивает на новую жизнь. Мы не стремимся возвеличить себя. Мы должники у Бога, и нам нужно доверять Ему до конца. А это непросто, потому что в мире мы видим торг, и это потребительское состояние души не дает нам принять Божию любовь. Нужно понимать, что на Исповедь мы приходим не для того, чтобы юридически засвидетельствовать: «Здесь я плохо поступил, здесь я не туда посмотрел, не то скушал, не то подумал...» Самое главное в исповеди — поверить, что любовь Божия должна победить и преобразить тебя, сделать другим человеком. Ты пришел не на допрос к следователю, принуждающему тебя: «Говори, что еще ты сделал, где согрешил?» Ты пришел к Тому, Кто тебя любит и доверяет тебе, Кто хочет тебе помочь. Здесь должен быть свободный диалог, человек должен открыть свое сердце и с помощью Божией увидеть глубину, которая дана ему А может быть, этой глубины уже и нет там?! Значит, надо углублять свое сердце.
Задача каждого из нас — расти духовно, не довольствоваться тем состоянием, в котором мы находимся сегодня, потому что очень много чисто механического, того, что мы делаем по привычке, не думая. А жизнь должна быть другой. Но по-другому жить тяжело: мы себя жалеем, мы сами ограничиваем Бога в Его любви.
Мы стоим пред дилеммой — смотреть каждому человеку в глаза, вместить в себя его боль или просто сказать: «привет… пока… помоги тебе Господь…» — и бежать дальше по своим делам.
Так трудно пойти навстречу другому человеку, чтобы каждое твое слово было от сердца и каждая мысль была пропущена через фильтр твоей души! Это трудно, но другой задачи у нас в этой жизни нет. Цель Бога — воспитать нас, вырастить из нас Свой
образ и подобие. А то, что мы можем жить, как обезьяны, — мы это уже знаем, нас этому учили в школе.
Впереди у нас очень важная неделя: заканчивается пост, и нам нужно через Страстную седмицу войти в Воскресение. Это большой труд. И несмотря на то, что мы живем в мире, который не хочет слышать о Христе и который Его распял, нам нужно победить этот мир и себя, как часть этого греховного мира. Укрепи всех Господь в эти дни, помоги вам Бог прикоснуться к настоящей жизни! И это прикосновение, этот глоток внутренней свободы, глоток любви Христовой, я думаю, должен нам помочь в течение целого года не отчаяться, не потерять надежду на спасение.
1 апреля 2012 года
В пустыню вселившися твоих страстей образы от души отъяла еси, боговиднейшее изображение в души написавши, добродетелей виды: и толико просияла еси, яко и водами легко преходити, блаженная, и от земли взиматися в твоих к Богу молениих: и ныне в дерзновении всеславная Марие Христу предстоящи, молися о душах наших (стихира на «Господи воззвах», гл. 6-й).
Трудно человеку оторваться от земли, трудно переступить через свои интересы, через сегодняшнее видение мира и расширить горизонты своей жизни. Сегодня мы слышим из Евангелия, как Господь говорит о крестных страданиях, о том, что Он идет в Иерусалим, чтобы добровольно, невинно умереть, пострадать за спасение всего человечества. А рядом идут Его ученики и говорят о совершенно других вещах: «Сейчас мы завоюем Иерусалим и станем править всем миром». Эта идея, наверное, и сегодня витает в чьих-то умах. Все земное настолько ограничивает человека, что люди не понимают: для чего им дана жизнь на земле. Мы слышим на Исповеди великие слова, которыми должны жить: «Тебе прощаются твои грехи...» Ты еще не начал каяться, а тебя уже прощают. Ты и не начал смиряться, а Господь уже причащает тебя жизни вечной. Ты вообще ничего не хочешь делать, но уже освящен Божией благодатью. Для нас это стало привычно. И во время исповеди больше всего нас волнует то, что у нас есть какая-то проблема, у нас что-то не строится в отношениях, что-то разваливается, у нас что-то не так, как нам хотелось бы... Но все это видение совершенно другого уровня жизни. Господь хочет, чтобы мы горе имели сердца. А как тут поднять горе сердца, если внутри человека тревога, болезнь, печаль, если все, что есть в его жизни, построено только на этой земле?
Сегодня, когда я совершал литургию, мне сообщили очень печальные, очень тревожные известия. И я должен оторваться от этого, я должен жить другой жизнью, потому что литургия — это преодоление притяжения земли, это вечность. А оторваться трудно, потому что есть проблемы, и они есть не только у тебя, а еще и у тех, кто от тебя зависит. Но нам нужно отвоевывать мир в сердце для Бога. Мы должны понимать, что задача не в том, чтобы сегодня было легче и проще жить, а в том, чтобы мы смогли вместить любовь Божию и в ней найти ответы на всевопросы.
От непонимания и недоверия к Богу человек приходит в тупик: он причастился — а ему становится хуже, искушений стало в десять раз больше, болезнь усилилась. Человек что-то просит у Бога, а Бог ему это не дает, дает другое. Неужели Бог оглох, ослеп, неужели Бог не любит? Просто у Него совершенно другая задача: Он пришел спасти человека и, пока человек здесь на земле, ввести его в новую жизнь, в которой не будет греха.
Не найдя Христа в этом мире, мы не найдем Его уже никогда и в вечности.
Поэтому, несмотря на все наши благие желания и стремления, нам нужно все-таки подчинить свою жизнь Богу. Это непросто, но это и есть наше распятие. Именно в этом состоит наша с вами маленькая Голгофа, а не в том, что нас где-то схватят и будут пытать: «Откажись от Христа!» А может быть, и такое случится. Я нашим сестрам говорю, что пища у нас сейчас молочная; а твердая пища — это если бы вывели всех и сказали: «Будете с Богом — всех поубиваем». Вот твердая пища. Кто готов к этой пище на сегодняшний день? Кто готов сказать: «Я сейчас останусь нищим, меня все бросят, меня все оплюют, но только от Христа я не откажусь...»? Кто к этой пище готов? Пожалуйста, вот она. Но сможем ли мы ее употребить, сможем ли мы ее вместить в себя? Господь — сердцеведец, Он все знает. И нам не нужно мечтать и фантазировать, придумывать себе испытания. Есть реальная жизнь, в которой мы живем плохо, в которой мы не научились видеть даже самых близких людей. Самолюбие, саможаление, нерадение мешают нам видеть Бога и принимать Его святую волю. Поэтому сегодня наша задача — поверить Богу больше, чем себе. Конечно, это задача огромная и тяжелая.
Сегодня во втором Евангелии мы слышали о святости. Что такое святость? Вот перед нами выдающиеся законоучители, книжники и фарисеи из Евангелия, а вот блудница, которая пришла, чтобы омыть ноги Спасителя. Это Евангелие читается в память о Марии Египетской. И само житие этой святой — образец, камертон жизни, который дает нам Церковь и настраивает на новую жизнь. Мы не стремимся возвеличить себя. Мы должники у Бога, и нам нужно доверять Ему до конца. А это непросто, потому что в мире мы видим торг, и это потребительское состояние души не дает нам принять Божию любовь. Нужно понимать, что на Исповедь мы приходим не для того, чтобы юридически засвидетельствовать: «Здесь я плохо поступил, здесь я не туда посмотрел, не то скушал, не то подумал...» Самое главное в исповеди — поверить, что любовь Божия должна победить и преобразить тебя, сделать другим человеком. Ты пришел не на допрос к следователю, принуждающему тебя: «Говори, что еще ты сделал, где согрешил?» Ты пришел к Тому, Кто тебя любит и доверяет тебе, Кто хочет тебе помочь. Здесь должен быть свободный диалог, человек должен открыть свое сердце и с помощью Божией увидеть глубину, которая дана ему А может быть, этой глубины уже и нет там?! Значит, надо углублять свое сердце.
Задача каждого из нас — расти духовно, не довольствоваться тем состоянием, в котором мы находимся сегодня, потому что очень много чисто механического, того, что мы делаем по привычке, не думая. А жизнь должна быть другой. Но по-другому жить тяжело: мы себя жалеем, мы сами ограничиваем Бога в Его любви.
Мы стоим пред дилеммой — смотреть каждому человеку в глаза, вместить в себя его боль или просто сказать: «привет… пока… помоги тебе Господь…» — и бежать дальше по своим делам.
Так трудно пойти навстречу другому человеку, чтобы каждое твое слово было от сердца и каждая мысль была пропущена через фильтр твоей души! Это трудно, но другой задачи у нас в этой жизни нет. Цель Бога — воспитать нас, вырастить из нас Свой
образ и подобие. А то, что мы можем жить, как обезьяны, — мы это уже знаем, нас этому учили в школе.
Впереди у нас очень важная неделя: заканчивается пост, и нам нужно через Страстную седмицу войти в Воскресение. Это большой труд. И несмотря на то, что мы живем в мире, который не хочет слышать о Христе и который Его распял, нам нужно победить этот мир и себя, как часть этого греховного мира. Укрепи всех Господь в эти дни, помоги вам Бог прикоснуться к настоящей жизни! И это прикосновение, этот глоток внутренней свободы, глоток любви Христовой, я думаю, должен нам помочь в течение целого года не отчаяться, не потерять надежду на спасение.
1 апреля 2012 года