Проповеди

Проповедь епископа Евсевия (Тюхлова), Друцкого в неделю 23-ю по Пятидесятнице

2024-11-09 20:34
Исцеление Гадаринского бесноватого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем. Сегодня мы с вами во время службы слышали Евангельское повествование о том, как Господь однажды посетил Гадаринские окрестности и его встретил бесноватый человек. Человек несчастен сам по себе, поскольку бес мучал его и он не мог ни есть, ни одеваться, он не мог жить в нормальных домах, а жил во гробах и был гоним духом злым в пустыню, его связывали цепями, рвал и все равно бежал. Он однажды при береге встретил Иисуса Христа и бес, мучающий его, сразу узнал в Иисусе Христе Сына Божия и стал кричать. Господь силой Божией повелел бесу изыти из этого человека, а прося его, как тебя зовут. Он говорит: «Меня зовут Легион, поскольку нас много». И бесы вошли в стадо свиное по повелению Иисуса Христа и бросились в озеро и погибли.

Это событие может многих нас заставить задуматься, поскольку бесы они ведут разную тактику борьбы. В первые века христианства они часто и сами обнаруживали себя, а порой через людей пытались навести клевету на христиан и тем самым предавали их мучениям. В последующие века они искушали подвижников благочестия под разными образами. И вот, как вы думаете, сейчас духи злобы, какую выбрали тактику борьбы с человеком? Тактику лукавства. Немногие видели бесов? Немногие их ощущали и очень часто, да мы открещиваемся, не дай Бог чтобы их увидеть. И святые, они тоже никогда не хотели их видеть, это было для них противно. Не то, что они боялись, боялись они Бога и знали, что Господь никогда ничего плохого не попустит, а вот бесы им были противны. И тактика борьбы сегодня духов злобы в том, чтобы не обнаруживать себя никак и убедить человека, что они вовсе не существуют. Нас нет и все хорошо, в этой жизни есть судьба человека и зачем о чем-либо думать, если и судьба и все человеку предрешено.

Все не так на самом деле. Вот эта тактика лукавства их и заключается в том, чтобы держать человека в неведении о том мире, который для нас невидим и редко, когда они себя обнаруживают. Но если обнаруживают, то пытаются всякими способами удостоверить человека, что это все так, галюники, как говорят, галлюцинации. И нечего, мол, об этом думать. И если человек вдруг что-то обнаружил и увидел, то это всего лишь больной человек и ему пора в больницу, понимаете?

Вспоминается мне один случай из Патерика. Священник однажды читал Священное Писание, не что-нибудь, а Священное Писание Евангелие и тут, вдруг он увидел облако темное, он сразу потерял способность двигаться, потом потерял способность говорить и почувствовал, как это облако вошло в него. Оно парализовало его настолько, что он не мог без помощи посторонних даже перевернуться с бока на бок, когда лежал. И это мучение с ним происходило 9 лет. Родственники, сжалившись над ним, и узнав, что неподалеку подвизается преподобный Симеон Столпник, повезли к нему на исцеление. И вот, недалеко находясь от преподобного, они остановились в гостинице. И преподобный видя, что несут этого несчастного пресвитера, молился о нем и послал ученика, дав ему святую воду и сказал: «Пойди и скажи ему, что силой Иисуса Христа преподобный Симеон изгоняет беса и повелевает ему изыти из него и больше никогда не входить». Так оно и случилось. Ученик пришел к пресвитеру, облил его святой водой, сказал те слова, которые передал преподобный и бес оставил его. Вот что удивительно в этой истории, священник пришел к преподобному, преподобный предузнал причину его болезни, почему с ним это случилось, почему Господь попустил бесу так издеваться над ним? Это же не кто-нибудь, а священник — человек, которому дана особенная благодать священства и он там читал не что-то, не копался там в айпэде или ютубе смотрел, а он читал Евангелие. И бес все равно дерзнул преступить к нему и по причине того, как открылось преподобному, что он потерял благоговение и страх Божий в Храме Божием и был несправедлив к людям. И сказал: «Не делай так больше, помни, перед кем ты предстоишь, и будь честным и справедливым перед людьми и тебя такая участь никогда больше не постигнет». Вот, пожалуйста, для нас урок.

Бесы это духи, которые действительно обладают необыкновенной силой, но они не имеют власть над человеком. Только если Господь попустит, а Господь попускает за наши грехи. Потеряли благоговение, потеряли страх Божий, значит мы с вами уязвимы. И очень часто приходится слышать, вот я боюсь, мне кто-то делает, шепчет, подкидывает. Людям надо бояться тем, кто неразлучны с грехом, которые редко исповедуются, редко причащаются, не молятся утром и вечером, вот тем людям надо бояться. А те, которые с Богом, те которые периодически, систематически исповедуются, очищают свою душу и приобщаются Тела и Крови Христовой, вообще нечего бояться. И даже, если весь ад восстанет, ни один или два, ни легион, а весь ад это тьма тьмы, если мы бы увидели этот ад, все пространство между небом и землей, и не видно было даже солнечного луча, такая тьма, такое огромное полчище, и даже одному человеку это полчище не повредит. И только при воспоминании имени, Господа нашего Иисуса Христа, ад трепещет, боится и бежит как от огня. Представляете, какой силой человек обладает, если он с Господом, если он призывает Имя Божие, если в душе его Бог, если он собеседник Богу, ангелам, святым его, Пречистой Божией Матери. Мы с вами воины и нам нечего бояться, если с нами Христос. Но чтобы мы не были с вами уязвимы, еще раз повторюсь, есть главное условие — это быть внимательным к своей душе, не гордиться, быть справедливым с людьми, не терять Страх Божий и благоговение перед святынями. У нас, сейчас, очень страшная болезнь развивается, причем не только здесь, привычка к святости. Очень, настолько привыкаем, что икону целуем так на ходу, крестное изображение на себя на лету, так отмахиваясь, как от мух, нисколько не задумываясь, что мы делаем. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда человек крестится, он освящает всего себя, свет Божественный проходит в его душу. Все имеет огромное значение: приход в храм, совершение молитв, исповедь и Причастие. Мы должны это делать с благоговением, тогда это приносит нам пользу. Потеряли благоговение, потеряли Страх Божий, значит, тогда уменьшается сила воздействия этого Святого Таинства на душу человека, значит, мы тогда не до конца защищены от тех потусторонних сил, которые пытаются всячески воздействовать на нас. Я хотел бы себе и вам пожелать, чтобы Господь нас хранил и чтобы мы все же старались исполнять заповеди Божии, которые нам даны ради нашего блага и ради того, чтобы стали мы все с Господом сонаследники Царствия Небесного. Аминь.

09.11.2014