Проповеди

Слово митрополита Арсения (Москвина), Киевского и Галицкого (+1876г.) в день святого великомученика и победоносца Георгия

Сия есть победа победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).

Подвизающиеся по вере в слове Божием многократно уподобляются воинам, равно как и сам Начальник веры и Совершитель Богочеловек Иисус Христос — Вождю, ведущему своих воинов на сражение, и по одержании победы венчающему их. Кто хочет представить в уме своем сие достойное внимания нашего зрелище, тот пусть прочитает 19-ю главу Откровения Иоанна Богослова. Видех, говорит он там, небо отверзсто, и се конь бел, и Седяй на нем, верен и истинен, и правосудный и воинственный; очи же Ему еста, яко пламень огнен, и на главе Его венцы мнози, и облечен в ризу червлену кровию, и нарицается имя Его, Слово Божие; и воинства небесная идяху в след Его на конех белых, облечени в вѵссон бел и чист, и из уст Его изыде оружие остро, да тем избиет языки (Апок. 19, 11-15). Это сказано о предводительстве Христове; а о венчании победителей говорится во 2-й и 3-й главах того же Откровения.

И поелику в воинстве Христовом, также как и мирском, имеются различные отряды и полки: ибо, по словам Апостола, сей Военачальник, вознесшийся на небо,дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова (Ефес. 4, 11-12): то мы имеем право сии различные отряды и полки означать различными знаменами, придав каждому цвету оных значение особенных подвигов и борений против духовных врагов.

Таким образом, пусть знамя пророческое будет лазуревое, заимствующее цвет свой от небес, красующихся лазурью: поелику Пророки, устремив ум и сердце свое в небеса, оттуда почерпали свои глубокия и отдаленныя предсказания; апостольское — пусть будет белого цвета: ибо Апостолы благовестили мир вселенной; мученическое — иное и быть не может, как червленое, обагренное кровию их, пролиянною за свидетельство Христово; смарагдово прилично девственникам: ибо смарагд, по свидетельству испытателей природы, любит чистоту, а от прикосновения нечистоты плотской трескается; пламенновидное — свойственно ревностным по вере благочестивым пастырям и учителям; испещренное цветами — принадлежит всем преподобным и праведным, которые в разных чинах и званиях просияли разными подвигами и добродетелями; а черное в средине и с золотыми каймами — дадим грешникам истинно покаявшимся, черноту прежнего греховного своего жития украсившим златоблестящим покаянием.

Все сии полки и отряды, под разными знаменами воинствующие, единодушно подвизаются против врагов Христовых, против мира, плоти и диавола, и не только подвизаются, но и побеждают их; чем же? — Верою, и верою непреодолимою. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4), говорит Апостол. Но каким образом побеждают они, и как утверждают истину евангельскую, сокрушая оружие врагов своих и сожигая щиты их, — об этом я намерен предложить настоящее слово, в память празднуемого ныне победоносца и великомученика Георгия.

И, вопервых, приближимся к лазуревому знамени, под коим Пророки небесными откровениями поражают врагов. Откровения будущих событий, отдаленных целыми столетиями и тысящелетиями, независящих от естественного порядка, а нередко даже противных оному, предсказанныя со всеми подробностями, с означением времени и места, и других обстоятельств, каковы, например, всемирный потоп, разрушение цветущих монархий, пленение одного народа другим, неожиданное освобождение из плена, перемена всемирного богослужения, — кто может признать действиями человеческой предусмотрительности, а не всеведения Божия? Следовательно Пророки, предвозвестившие нам сии события, как-то: Ной, угрожавший беззаконным современникам своим потопом, последовавшим спустя 120 лет; Иаков, определивший пришествие в мир Мессии продолжением скипетра Иудина — за 2300 лет; Даниил, в пророчестве о седминах ясно описавший не только пришествие Мессии, но и страдание и смерть Его, и в след за тем перемену ветхого завета на новый; Михей, указавший место рождения Его; Исаия, за 700 лет наименовавший Матерь Его Девою, предсказавший пленение израильтян и освобождение их, и возвестивший самое имя освободителя, все сии Пророки и многие другие подобные им, предсказавшие за столько столетий и тысящелетий будущия события, одному Богу известныя, дерзновенно вызывают и ныне врагов веры Христовой теми же словами, какими вызывали они некогда идолов языческих: возвестите нам грядущая напоследок, и увеми, яко бози есте (Ис. 41, 23). Возвестите и ныне, противники Божии и Христовы, будущее, или покажите древния пророчества единомышленников ваших и событие оных, и мы охотно признаем, что вы боги, и мудрования ваши от Бога. Но ваши мудрования тем единственно занимаются, чтобы знать, что завтра есть и пить и т. п., и потому достойно можете назваться пророками того бога, которому, по словам Апостола, покланяются чревоугодники. Имже бог чрево, говорит он о таковых, и слава в студе их (Флп. 3, 19).

От пророческого знамени перейдем к белому апостольскому, возвестившему мир земле и благоволение человекам. Кто может поверить, чтобы двенадцать человек с немногими помощниками могли победить целый мир? — чтобы невежды заградили уста витий и философов; чтоб безоружные, не имевшие даже жезла и влагалища для хлеба, и меди при поясе (Мф. 10, 9-10), покорили царей вооруженных, обладателей сокровищ несметных; чтоб проповедники креста Христова и скорбной жизни заставили беззаконных язычников — оставить любострастную жизнь свою, забыть своих Венер и Бахусов, и поклониться, как Богу — Христу, распятому как злодею? — Но все сие невозможное и невероятное совершили Апостолы, — и чем бы вы думали? Если признаем мы чудеса, ими соделанныя, как уверяют в сем — книга апостольских Деяний и история Церкви: то не трудно понять, чьею силою произведены были чудеса сии. Кроме Бога, чудес творить никто не может, по свидетельству Пророка: благословен Господь Бог, творяй чудеса един (Пс. 71, 18), говорит он, и по подобному свидетельству апостола Петра о исцелении хромого: мужие исраильтяне! вещает он изумленным израильтянам, что чудитеся о сем, или на ны, что взираете, яко своею ли силою, или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов, и Исааков и Иаковль, Бог отец наших, прослави отрока своего Иисуса (Деян. 3, 12-13).

Если же кто не верит чудесам: то принужден будет согласиться с блаженным Августином, что из всех чудес наибольшее есть то, что двенадцать человек неученых, безоружных, нищих, носящих на себе и возвещающих другим поносный крест, — победили и покорили Распятому целую вселенную. А если кто скажет, что сии самые победители мира умерщвлены были, и ни один почти из них не кончил жизни своей без мучения, без ареста, без меча и огня: то пусть знает таковый, что они на то именно и были посланы. Се Аз, говорит к ним Началовождь их, посылаю вас, яко овцы посреде волков: предадят бо вы в сонмища, и на соборищах биени будете (Мф. 10, 16; Мк. 13, 9). Но в смерти сих посланников открылось новое чудо для мира и печать истины евангельской. Ибо посмотри то, что с сими убиенными последовало? — Цари и владыки земные почитают прахи их и, свергнув с себя венец и порфиру, преклоняют пред гробами их колена свои. Какая величественная победа!

От апостольского белого и миротворного знамени обратимся к мученическому — багряновидному, обагренному кровию не народа невинного, каково было богомерзкое знамя Магометово, но собственною кровию исповедников Христовых. Кто опишет жестокость мучений сих воинов Христовых? Какое красноречие может изобразить мужество и терпение их при перенесении толиких мучений? Ибо не только мужеский, но и слабый женский пол, не только мужи, но юноши и и девы, не только нищие и худородные, но и знаменитые богатством и породою, предавались на сии мучения, и даже так, что когда мучат одного, тысячи других вызываются на сии мучения, громко именуя себя христианами, и сие имя предпочитая всему, что есть в мире высокого и благородного. Нередко блестящия благородством и красотою девы с презрением отвергали знаменитых женихов, уневестив себя Жениху душ наших Христу. Встречаем ли мы, или встречали ли когда либо подобное мужество у язычников? Страдали ли и умирали ли они за своих идолов? Да и в нынешнем богопротивном сонмище безбожников и изуверов найдется ли хотя один, которыи бы за учение, им проповедуемое, произвольно отважился на смерть? — О! скорее с клятвою отрекутся от всего, нежели согласятся потерять жизнь, столь для них любезную.

От мученического кровавого — привлекает нас к себе девственническое смарагдовое знамя. Конечно, драгоценны пред очами Божиими подвиги мучеников, произвольно шедших на мучения; но может быть среди мучений приложилась им жестокость мук и сверх их произвола: в девственных же и целомудренно поживших по Христе вся их брань против плоти и ея прелестей была совершенно произвольная, и хотя их брань была не менее тяжкая, и без сомнения продолжительнейшая, нежели страдания мучеников; однако они неприятельницу свою плоть, ужасным воздержанием, какбы огнем иссушив, воздвигли над нею свое победоносное знамя. О! враги Христовы и враги целомудрия! Покажите нам, много ли у вас девственников и целомудренно живших? Не сим ли самым оружием и Магомет воевал, попустив своим воинам многоженство? Правда, он успел много пленить сим оружием, и вы, по примеру его довольно успеваете: но это предсказано было без малего за две тысячи лет первоверховным Апостолом. Будут, сказал он, лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшего их Владыки отметающеся; и мнози последствуют их нечистотам. Сии, яко скоти животни естеством бывше в погибель и тлю, во истлении своем истлеют, — сласть мняще вседневное насыщение, сквернители и порочницы, питающеся лестьми своими (2 Петр. 2, 1. 2. 12. 13). Итак, вот ваша победа, плотоугодники, предсказанная Апостолами! Расстройство сил душевных и телесных, сокращение жизни маловременной, начало и предвкушение ада, — вот торжество ваше! а победныя ваши песни — плач души безконечный!

Сие блестящее красивою зеленью знамя удержало бы нас при себе еще более, но взор наш привлекают другия, подобныя ему, и по порядку — пламенновидное пастырское, пламенеющее огнем ревности пастырей по вере и врученной им пастве. Здесь мы видим мужественных ратоборцев Христовых, которые, слыша идолопоклонников, взывающих: бросить пастырей ко львам, — сами, как овцы заколения (Рим. 8, 36), стремились ко львам, и единоверную свою братию убеждали посланиями, чтобы никто из них ни бунтами, ни ходатайствами, ни искуплениями не препятствовал им сразиться со львами и найти себе гроб во утробе их. Были пастыри, которые за истину веры по сороку лет гонимы были, и принуждены были укрываться в пустых кладязях не для сохранения своей жизни, но для сохранения паствы своей в вере и благочестии. И сие пламенновидное знамя пастырей не пламенем ли мечется в глаза противников Христовых? Не оно ли поражает их столько, сколько и лучи солнечные не поражают некоторых птиц, любящих одну только ночь?

За пламенновидным знаменем пастырей церковных виднеется разноцветное знамя всех святых, окруженное множеством воинов Христовых, различными добродетелями прославившихся. Приятно нам смотреть и на сие знамя и разбирать все цветы его, то есть, разнообразные подвиги и добродетели преподобных и праведных, пустынников и в мире благочестно поживших, милостивых Филаретов и терпеливых Иовов. Но, поелику сии небесные цветы безчисленны и некоторые из них мы уже видели на других знаменах: то, облобызав сие знамя, обратимся к последнему, то есть, к черному с позлащенными краями, — обратимся, говорю, к грешникам, черноту прежнего своего жития прикрывшим златоблестящим светом покаяния.

Известно, сколько воин делается неукротимым, получив рану на сражении: посему и воины, стоящие под знаменем покаяния, быв уязвлены от мира и плоти, тем сильнее и непримиримее ратоборствуют против уязвивших их: любив прежде пресыщаться, и после шестидесятилетнего постничества не хотят даже прикоснуться к смокве; обремененные блудодеяниями, переменили тело свое в легкую тень, быстро по водам ходящую, и во время молитвы на воздух возносящуюся. Такова была Мария египетская. Ко всем сим подвигам чтó поощряет сих неутомимых воинов, если не вера во Христа, и живое упование, что бремя прежних грехов их возложено на Агнца Божия, вземлющего грехи мира (Иоан. 1, 29), и они, всдед за своим Военачальником, текут чрез покаяние к почести венцев небесных. Сия вера и упование обращают для них горечь поста в сладость, и тяжесть всенощных бдений — в покой. Но много ли у вас, противники Христовы, постников и плачущихся о грехах своих? Какое им утешение, какая надежда в отпущении грехов без Христа, Агнца Божия, вземлющего грехи мира?

Обозревши сии знамена воинства Христова каждое порознь, и видев, как всякое из них, в свою чреду, сильно поборает неприятеля и принуждает повергаться пред верою: пророческое — предсказанием будущих событий, единому Богу известных, апостольское — чудесным покорением всего мира Христу, мученическое — запечатлением истины евангельской собственною кровию, девственническое — чистотою, посреде мира грешного и прелюбодейного, неосквернившеюся, пастырское — стремлением на смерть пред овцами своими, преподобных и праведных — многоразличными подвигами и добродетелями, грешников раскаявшихся слезным покаянием, — видев, говорю, как всякое из них особым своим оружием язвит и повергает врагов веры, представим себе в мыслях всеобщее нападение на неприятеля, когда все оне вдруг устремятся на него: какой тогда Гай и какой Иерихон, Богом проклятые, могут устоять пред Израилем Божиим, которым предводительствует не Иисус Навин, но Иисус Сын Божий? Как не падут под ноги сего Израиля не только древние идолослужители, но и нынешние противники веры, имже Бог чрево, и кончина в погибель?

Святое полчище Иисусово! Мы, взирая на тебя издалека еще, не можем не воскликнуть того же, что некогда воскликнул Валаам, узрев полки Израильские: коль добри доми (лагери) твои, Иакове, и кущи (расположения) твоя, Исраилю! Яко дубравы осеняющыя, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Пояст множество врагов своих, и толщи их измождит, и стрелами своими устрелит их. Благословящии тя, благословени, и клянущии тя, прокляти (Числ. 24, 5. 6. 8. 9).

Если приятно и взирать на сии знамена Христовы: то чтó значит под ними воинствовать? Но, без сомнения, мы под ними находимся, если только, в крещении записавшись в число воинов Христовых, не предались после бегству, или, по крайней мере, из бегства успели возвратиться на свое место, и постоянно на нем пребываем. Под пророческим знаменем, конечно, находятся те, которые часто углубляются в чтение пророческих книг, и веруя сказаниям оных, в одном случае лобызают события, а в другом — с радостию ожидают исполнения их. С Апостолами воинствуют те, которые повседневно упражняются в апостольских писаниях, верно сохраняют ихпредания, и других, подражая Тимофею, к тому же поощряют (2 Тим. 1, 12). Нет ныне мучений за веру, но насмешек и пересудов слишком довольно; не истаевают озлобляемые от глада и в темницах за исповедание имени Христова, но стонут бедные от роскоши богатых, страждут слабые от притеснения сильных, погибают невинные от лихоимства и криводушия судей, — все таковые воинствуют под мученическим знаменем. Редки ныне, весьма редки девственники, но и супруги, хранящие ложе свое нескверно, причисляются к девственникам, и всякая жена, терпящая от непотребного распутства своего мужа или от клеветы бесстудной, состоит также под знаменем девственническим. Немного ныне пламенно-ревностных пастырей и учителей: но и посильную ревность пастырей по закону, и попечение о пастве своей — человеколюбивый Военачальник Христос причисляет к пламенновидному своему знамени. Наконец, все бывшие беглецы, но после возвратившиеся к стопам воинства Христова, все, говорю, истинно покаявшиеся о грехах своих, твердо веруйте, что и вы состоите в полках Христовых, а черное знамя ваше златоблестящими краями своими ослепляет врагов веры, и в страхе и трепете повергает на землю, как стражей гроба Христова.

Итак, христиане, будем стоять твердо и неуклонно под сими знаменами Христовыми, воинствуя по вере с Пророками, Апостолами, мучениками и девственниками, с пастырями и учителями и со всеми праведными и истинно покаявшимися, да, победивши врагов веры и в лике победоносцев последующе за Военачальником нашим Христом, воскликнем, наконец, торжественно сию победную песнь: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Иоан. 5, 4). Аминь.

1874 г.