Проповеди

Слово игумена Гавриила (Баглая) в неделю пред Богоявлением

Евангелие от Марка. Глава 1-я, стихи 1-8.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешнее воскресенье называется неделей пред Богоявлением. В этот воскресный день положено читать на Литургии 1-е зачало Евангелия от Марка. Апостол Марк, согласно Преданию, отразил в своем Евангелии устную проповедь апостола Петра. Именно так начиналась проповедь апостолов, как мы слышали с вами только что.

Апостолы — эти глашатаи Небесного Царя — обращались к собравшемуся окрест народу с благовестием. Само греческое слово «евангелие» дословно переводится на русский язык — как «благая весть». Как можно вкратце выразить эту Благую весть? О чем нам говорит Евангелие? Оно говорит о том, Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим, чтобы человек сделался сыном Божиим. Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он (Свят. Ириней Лионский). Чтобы мы соделались, по слову апостола Петра, причастниками Божеского естества (2 Петр. 1, 4) И для исполнения этой цели Бог посылает пред Собой Ангела, о котором пророчески провозгласил устами чествуемого ныне пророка Малахии, сказав: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3, 1). И вот, приходит из иудейской пустыни предшествующий Слову Глас — сей Иоанн, который возгласил: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте ... стези Богу нашему (Ис. 40, 3). По словам блаженного Феофилакта: Путь означает Новый завет, а стези — завет Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть, к Новому завету должны были приготовиться иудеи, а стези Ветхого исправить: ибо хотя некогда они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

Обращаясь к собравшемуся народу, Иоанн Креститель, говорит: я крестил вас водою, а Он — Христос — будет крестить вас Духом Святым. Славянское слово«крещение» можно перевести на современный русский язык как «омовение». [Например, крестить посуду — значит вымыть ее в воде]. Иоанн крестил приходящий к нему народ, как нам о том говорит евангелист Марк, проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов. Таким образом Иоанново крещение служило лишь прообразом и приготовляло народ к крещению Христову, которое омывает не только телеса, но и души человеческие очищает от всякого греха и скверны.

Мы знаем, что ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом истинного Агнца Божия, закланного на Кресте, чтобы Его Кровью омылись людские прегрешения. Так и Иоанн Предтеча погружал людей в воду, прообразуя тем самым смерть и погребение Христа. Ибо мы — христиане — крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим. 6, 3), как об этом ясно учит апостол Павел. Если Иоанново крещение лишь пред'изображало смерть Христа, то крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа погребает нас со Христом дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим. 6, 4).

Все мы — кто в младенчестве, кто во взрослом возрасте — приняли святое Крещение. Но многие ли из нас задумывались: что погружаясь в воды крещальной купели мы тáинственно погребаемся со Христом, мы умираем для жизни плотской, греховной, чтобы восстать со Христом для жизни вечной, духовной, святой. Но чтó значит: восстать со Христом? Это значит облечься во Христа. Как Христос облекся человеческой плотью, так душа наша облекается Божеством Христовым. Сено прикасается Огню. Сей Огнь Божества очищает наши души, просвещает наши сердца, умудряет наш разум, наставляет нас на всяку истину. Так почему же мы пребываем в нерадении? почему блуждаем в горах, как заблудившиеся овцы? почему мы не горим, а тлеем? Спросим же себя самих! Спросим, восплачем и возопиим: «О, Владыко, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко Благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем». Аминь.

16 января 2011 г.