Проповедь протопресвитера Петра Рождественского (+1940г.) в неделю о блудном сыне
Неделя о блудном сыне
Лука 15, 11-32; 1 Кор. 6, 12-20
В нынешнее воскресенье мы слышали притчу о блудном сыне, а потому настоящая неделя называется неделей о блудном сыне.
Перед нами яркая, замечательно живая картина оставления грешником отчего дома и постепенного падения его да самых последних глубин греха. Это было не только в века давно минувшие, но повторялось и повторяется и в наши дни.
Эта прекраснейшая краткая притча Иисуса Христа известна всем, кто сколько-нибудь знаком со Словом Божиим, и ясна до того, что Иисус Христос в конце ея не сделал никакого вывода. Нигде, никогда, ни на каком человеческом языке не найдется таких выражений целого мира любви и благости, какия слышатся в этих бессмертных словах притчи о блудном сыне.
У одного человека было два сына, и они скромно жили в доме отца своего. Когда пришли в возраст, младший сын прежде времени захотел воспользоваться независимостью, не пожелал более оставаться под отчим кровом, где было так покойно и мирно, и сказал отцу:
«Дай мне следующую на мою долю часть имения.»
Со скорбью отец исполнил желание своего младшего сына и выделил его, разделив имение. Получив свою часть, младший сын ушел из отцовского дома в страну далекую, подальше от взоров отца. Там за ним никто не смотрел, никто не предостерег его от греха, и он, живя распутно, своей роскошной и преступной жизнью расстроил все свое имение, не отказывая себе ни в чем.
Итак, имения стало ненадолго, все было прожито. Вот к чему привело невинное, повидимому, желание самостоятельной жизни, без докучливого руководства и надзора-естественное желание наслаждаться благами жизни.
Пока были деньги — были и друзья, жилось весело; не стало денег — не стало и друзей. Жизнь была разбита. Начались лишения, пришла нужда, которая усилилась от постигшего ту страну голода. Что делать? Он пошел и пристал к одному из жителей этой страны, который послал его на поля пасти свиней. И он был рад наполнить чрево свое жолудями и мякишем, что ели свиньи; но не давали ему и этого вдоволь.
Безмолвное пребывание в обществе грязных животных дало злополучному юноше возможность перебрать в своей душе все события своей загубленной молодой жизни. Ему припомнился и родной отчий дом, где он некогда был окружен любовью, довольством и почетом. Воспоминания о прошлом и лишения в настоящем заставили его прийти в себя, или, как у нас говорят, опомниться, и он сказал: «Сколько наемников у моего отца довольствуются хлебом с избытком, а я умираю от голода». Ему страшно было предстать перед лицом любящего его отца, которого он так глубоко оскорбил своим безумным поступком, но он решил возвратиться к нему и чистосердечно раскаяться.
«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец! я согршил против тебя и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число твоих работников.»
Встал и пошел к отцу своему, голодный, грязный и оборванный. Вот уже окрестности родной страны; но каждый знакомый холм и источник служили для него страшным укором, и тем более он должен был страшиться и стыдиться знакомых людей, которые могли его увидеть в таком жалком положении.
Что же сказали отец и брат?
Когда он подходил и был еще далеко, увидел его отец его и сжалился над ним, и побежал к нему навстречу, обнял его и поцеловал: простил ему всю вину его, ввел его в дом свой, одел в лучшия одежды и сделал, по случаю его возвращения, пир: «Ибо сын мой,» сказал отец, «был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» И начали веселиться.
И вот, в вечер возвращения брата, направлялся домой, после тяжелого дневного труда, старший сын; приближается к дому и неожиданно слышит веселые голоса, пение, смех в их жилище.
— Что такое? Спрашивает он слуг.
— Твой брат возвратился, отвечают ему, — и отец твой заколол для него упитанного тельца.
— Брат возвратился, бормочет он сквозь зубы, — и для него отец заколол тельца… Для меня он никогда не созывал гостей, а для встречи этого бродяги, возвратившегося от свиного корыта, собрались гости!
И он разгневался и не захотел войти в дом.
Какая самоявленная злоба и зависть! И какое сладостное обращение отца к старшему сыну: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое — твое. А брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
Бывают такия палаты: и просторны оне, и чисты, и как будто светлы, но почему-то холодно в них, неуютно, пахнет могилой. Бывают и такия души, такие люди. Кажется, будто и дела их чисты, и Господу и людям служат они, и заповеди хранят, но нет в них истинной,«человеческой» души. Таков старший «добрый» сын притчи о блудном сыне.
И среди нас есть такие, которые, кажется, живут образцово; но они не светят и не греют. И «блудный сын» часто нам бывает ближе.
В этой притче «некоторый человек» изображает безконечно милосердного и любящего нас Бога, а два сына — два рода людей: старшей — мнимых праведников, гордых своим исполнением внешних обрядов Закона Моисеева и преданий старцев, а младший — гревшного человека.
Спаситель не сообщил, как поступил старший бессердечньный сын; слушавшие его фарисеи должны были сами решить этот вопрос собственным своим поведением в отношении к отчаявшимся грешникам и, вместе с тем, должны были понять весь нравоучительный смысл притчи, которая с такой неотразимой силой обвиняла их собственное бессердечие.
Прочитав или прослушав настоящую трогательную, притчу, мы, во-первых, переживаем чувство горечи и обиды за младшего сына, зачем он не послушался и, по своеволию своему, оставил отчий дом и испытал потом так много горя и скорби; а, с другой стороны, переживаем чувства удовлетворения и радости, когда этот блудный сын не погиб, а пришел в себя и, сознав свой грех, раскаялся и возвратился в дом отца своего.
Нужно ли говорить, что упомянутый в Евангельском чтении блудный сын — это мы с вами? Все мы, от мала до велика, грешны перед Богом. Настоящая притча о блудном сыне показывает, да какой ужасной степени может простираться порабощение нас грехом, в какую неисходность греха можно низринуться человеку, поддавшемуся грешной плотской страсти. Невинное как будто желание самостоятельной жизни, без руководства и надзора, мало- помалу довело блудного сына до распутства, повергло его в крайнюю нищету и унижение и привело, наконец, на край гибели.
Но эта нищета, житейския невзгоды, голод и нужда дали и первый толчок к раскаянию, а, кроме того, и добрыя воспоминания о былых днях в доме отца. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил об отцовской любви. Это — первая ступень. Надо всячески стараться обогащать себя добрыми воспоминаниями: путь покаяния и возвращения к добру — путь далекий.
И, с другой стороны, как безпредельны любовь и милосердие Божии к падшему человеку! Господь спешит с Божественной милостью ко всякому искренне кающемуся грешнику и дарует ему превыше всех ценность — душевный мир.
Это так наглядно показывает нынешнее чтение Евангелия о блудном раскаявшемся сыне. Лишь только он твердо решил вернуться, раскаявшись (вторая ступень) в отчий дом и пошел (третья ступень) — издалека увидел его отец, и сжалился, и побежал, обнял и целовал его. И, на раскаяние сына, заявившего, что, он не достоин называться его, сыном, отец ответил своим всепрощением.
Сын сам осуждает себя и приговаривает к наказанию, и наказание признает заслуженным и справедливым. Говорят: было бы жестоко со стороны отца взять сына в число и наемников. Нет, он не считал отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным — таково всегда истинное покаяние; в ответ на него, отец одел сына в прежния одежды.
Трогательная картина отеческой любви, с одной стороны, и искреннего покаяния — с другой!
Господь Сам спешит к кающемуся грешнику и дарует ему вседеятельную и спасающую благодать Свою, влекущую к Богу и отвращающую от греха.
На утрени сегодняшней воскресной службы, после «Хвалите имя Господне», положена петь псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Сидят и плачут о своем возлюбленном Сионе сыны Израиля. Тело их в Вавилоне, а дух и сердце — в Иерусалиме, в своем отечестве: «аще забуду тебе, Иерусапиме, забвена буди десница моя».
Кто не преклонится с уважением пред сими чувствами? Тяжек был плен Вавилонский, но это-ничто, в сравнении с пленом, в который люди попали, вследствие грехопадения, «лишившись вечного отечества».
Господь Иисус Христос снял с нас узы греха, но мы, делая грехи, постоянно сами себя сковываем этими узами. Грехи наши разрушают нас духовно и телесно, как ржавчина на железе, как моль на шерсти, как червь на дереве. Надо следить за своей душой и беречь ее. «Блажен, кто разбиет младенца своя о камень». Церковь объясняет эти слова в духовном смысл, как борьбу с зародышем греха в души. Нужно бороться с врагом, пока он еще не окреп.
В реке Нил появились когда-то крокодилы, истреблявшив все, также и людей. Египтяне молились Озирису, но ничто не помогало. Объявили крокодилов богами, приносили им жертвы, но они милостивее не стали. Так шло время. Но вот явились крошечные зверки — фараоновы мыши, и начали истреблять крокодилов: он выслиживали гнезда крокодилов и съедали их яйца-зародыши, уничтожив, таким образом, возможность их размножения.
Но, как ни плачевно положение порабощенных грехом, оно не есть неисцелимое зло; не надо болезнь запускать. Поспеши за помощью к Богу, умоли Его, чтобы Он поступил с тобою так же, как Он поступим с Вавилонскими пленниками: Он освободил их из плена. Так же можно избавиться от страстей, согрешить и искупить грех и совершить раскаяние. У Бога милости много, много и средств к исцелению гриховных недугов.
«Освободив Сион от пленения заблуждений, и меня, Спаситель, оживи, избавив от рабства страстей.»
Какова же должна быть жизнь наша?
Все должно совершаться, допускаемое в пределах христианской скромности, чтобы чувственность, как жестокий тиран, не возобладала над духом, не покорила душевных сил наших своей нечистой власти и не сделала бы нас пленниками похотей и страстей. Необходимо обуздывать и укрощать естественныя влечения чувственности и не давать им свободы. Никто не родился злодеем, а делаются таковыми, уклоняясь от закона Божия.
Поведение христиан в отношении пользования благами жизни Св. Апостол Павел прекрасно изобразил в нынешнем чтении Апостола: всем можно пользоваться во славу Божию; всем можно наслаждаться с молитвой и благодарностью Богу, и учиться только смотреть: все ли мне на пользу — по крайней мере, не вредно? Все ли может служить в назидание — по крайней мере, не в соблазн и развращение? Все ли покоряется нам, а не стремится к обладанию над нами? (1 Кор. 6-12).
Все удовольствия и увеселения — это отдохновение от трудов. Слово Божие говорит: «работайте Господеви со страхом, но и радуйтеся Ему с трепетом».
Надо помнить, говорит Апостол, что телеса ваши, как члены Церкви, суть члены Христовы. Не знаете ли, говорит Апостол, что ваша душа, по совершении таинств — храм живущего в вас Св. Духа? Потому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии, т. е. собственность Божия. Господь есть не только Творец человека, но и Искупитель: Он освободил человека от власти греха и диавола, выкупив его дорогой ценой — ценой Своей крови.
Поэтому люди, сделавшись неотъемлемой собственностью Господа, обязаны прославлять Бога телесами и душами, т. е. всеми силами души — умом, сердцем, волею, чистой совестью, богомыслием, любовью к Богу и ближним, исполнением заповедей Божиих и воздержанием в употреблении пищи и пития, жизнью в телесных подвигах и в труд, который есть дело воли Божией. Ленивые не заслуживают того, чтобы их кормили (2 Сол. 3-10).
Удерживай зрение и слух от привычки засматриваться на суету, слушать дурныя речи, язык — от празднословия, и обуздывай все прочия телесныя чувства.
Особенно Апостол призывает соблюдать целомудрее и воздержание от телесных страстей.
«Бегай блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6-18). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа?» (1 Кор. 6, 18-19). Если христианин удерживается от любодеяния, страшась оскорбить Духа Святого; живущего в нем, этим подвигом он прославляет человика.
Благословенны прославляющие Бога Отца душевно и телесно! Кто Его достоин, того Он прославит Своим благоволением в настоящей жизни и в будущем веке.
Если мы обратим внимание на нашу современную жизнь, то какое множество людей проходит перед нашими глазами, во всем подобных Евангельскому грешнику — блудному сыну! Мы встречаем их на всех ступенях греховного отпадения от Бога. Одни только еще собираются оставить кров Отчий, другие уже бежали из дома Отчего, третьи успели уже далеко отойти от него, четвертые — во всей власти греха, пятые доливают последния капли яда из жизненной чаши. Некоторые смущенно влекутся под кров Отчий, с слабой надеждой на прощение.
Но есть некоторые, совершенно ушедшие от Бога «на страну далече», совершенно отошедшее от Церкви. Жизнь для них — лишь только сплошная бессмыслица.
Вразуми всех их, Господи, а нас сохрани — под Своим Отчим кровом, очистив от беззаконий наших. «Объятия Отча отверсти ми потщися, покаяния отверзи ми двери, Жизнедавче. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.»
Аминь.
Неделя о блудном сыне
Лука 15, 11-32; 1 Кор. 6, 12-20
В нынешнее воскресенье мы слышали притчу о блудном сыне, а потому настоящая неделя называется неделей о блудном сыне.
Перед нами яркая, замечательно живая картина оставления грешником отчего дома и постепенного падения его да самых последних глубин греха. Это было не только в века давно минувшие, но повторялось и повторяется и в наши дни.
Эта прекраснейшая краткая притча Иисуса Христа известна всем, кто сколько-нибудь знаком со Словом Божиим, и ясна до того, что Иисус Христос в конце ея не сделал никакого вывода. Нигде, никогда, ни на каком человеческом языке не найдется таких выражений целого мира любви и благости, какия слышатся в этих бессмертных словах притчи о блудном сыне.
У одного человека было два сына, и они скромно жили в доме отца своего. Когда пришли в возраст, младший сын прежде времени захотел воспользоваться независимостью, не пожелал более оставаться под отчим кровом, где было так покойно и мирно, и сказал отцу:
«Дай мне следующую на мою долю часть имения.»
Со скорбью отец исполнил желание своего младшего сына и выделил его, разделив имение. Получив свою часть, младший сын ушел из отцовского дома в страну далекую, подальше от взоров отца. Там за ним никто не смотрел, никто не предостерег его от греха, и он, живя распутно, своей роскошной и преступной жизнью расстроил все свое имение, не отказывая себе ни в чем.
Итак, имения стало ненадолго, все было прожито. Вот к чему привело невинное, повидимому, желание самостоятельной жизни, без докучливого руководства и надзора-естественное желание наслаждаться благами жизни.
Пока были деньги — были и друзья, жилось весело; не стало денег — не стало и друзей. Жизнь была разбита. Начались лишения, пришла нужда, которая усилилась от постигшего ту страну голода. Что делать? Он пошел и пристал к одному из жителей этой страны, который послал его на поля пасти свиней. И он был рад наполнить чрево свое жолудями и мякишем, что ели свиньи; но не давали ему и этого вдоволь.
Безмолвное пребывание в обществе грязных животных дало злополучному юноше возможность перебрать в своей душе все события своей загубленной молодой жизни. Ему припомнился и родной отчий дом, где он некогда был окружен любовью, довольством и почетом. Воспоминания о прошлом и лишения в настоящем заставили его прийти в себя, или, как у нас говорят, опомниться, и он сказал: «Сколько наемников у моего отца довольствуются хлебом с избытком, а я умираю от голода». Ему страшно было предстать перед лицом любящего его отца, которого он так глубоко оскорбил своим безумным поступком, но он решил возвратиться к нему и чистосердечно раскаяться.
«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец! я согршил против тебя и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число твоих работников.»
Встал и пошел к отцу своему, голодный, грязный и оборванный. Вот уже окрестности родной страны; но каждый знакомый холм и источник служили для него страшным укором, и тем более он должен был страшиться и стыдиться знакомых людей, которые могли его увидеть в таком жалком положении.
Что же сказали отец и брат?
Когда он подходил и был еще далеко, увидел его отец его и сжалился над ним, и побежал к нему навстречу, обнял его и поцеловал: простил ему всю вину его, ввел его в дом свой, одел в лучшия одежды и сделал, по случаю его возвращения, пир: «Ибо сын мой,» сказал отец, «был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» И начали веселиться.
И вот, в вечер возвращения брата, направлялся домой, после тяжелого дневного труда, старший сын; приближается к дому и неожиданно слышит веселые голоса, пение, смех в их жилище.
— Что такое? Спрашивает он слуг.
— Твой брат возвратился, отвечают ему, — и отец твой заколол для него упитанного тельца.
— Брат возвратился, бормочет он сквозь зубы, — и для него отец заколол тельца… Для меня он никогда не созывал гостей, а для встречи этого бродяги, возвратившегося от свиного корыта, собрались гости!
И он разгневался и не захотел войти в дом.
Какая самоявленная злоба и зависть! И какое сладостное обращение отца к старшему сыну: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое — твое. А брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
Бывают такия палаты: и просторны оне, и чисты, и как будто светлы, но почему-то холодно в них, неуютно, пахнет могилой. Бывают и такия души, такие люди. Кажется, будто и дела их чисты, и Господу и людям служат они, и заповеди хранят, но нет в них истинной,«человеческой» души. Таков старший «добрый» сын притчи о блудном сыне.
И среди нас есть такие, которые, кажется, живут образцово; но они не светят и не греют. И «блудный сын» часто нам бывает ближе.
В этой притче «некоторый человек» изображает безконечно милосердного и любящего нас Бога, а два сына — два рода людей: старшей — мнимых праведников, гордых своим исполнением внешних обрядов Закона Моисеева и преданий старцев, а младший — гревшного человека.
Спаситель не сообщил, как поступил старший бессердечньный сын; слушавшие его фарисеи должны были сами решить этот вопрос собственным своим поведением в отношении к отчаявшимся грешникам и, вместе с тем, должны были понять весь нравоучительный смысл притчи, которая с такой неотразимой силой обвиняла их собственное бессердечие.
Прочитав или прослушав настоящую трогательную, притчу, мы, во-первых, переживаем чувство горечи и обиды за младшего сына, зачем он не послушался и, по своеволию своему, оставил отчий дом и испытал потом так много горя и скорби; а, с другой стороны, переживаем чувства удовлетворения и радости, когда этот блудный сын не погиб, а пришел в себя и, сознав свой грех, раскаялся и возвратился в дом отца своего.
Нужно ли говорить, что упомянутый в Евангельском чтении блудный сын — это мы с вами? Все мы, от мала до велика, грешны перед Богом. Настоящая притча о блудном сыне показывает, да какой ужасной степени может простираться порабощение нас грехом, в какую неисходность греха можно низринуться человеку, поддавшемуся грешной плотской страсти. Невинное как будто желание самостоятельной жизни, без руководства и надзора, мало- помалу довело блудного сына до распутства, повергло его в крайнюю нищету и унижение и привело, наконец, на край гибели.
Но эта нищета, житейския невзгоды, голод и нужда дали и первый толчок к раскаянию, а, кроме того, и добрыя воспоминания о былых днях в доме отца. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил об отцовской любви. Это — первая ступень. Надо всячески стараться обогащать себя добрыми воспоминаниями: путь покаяния и возвращения к добру — путь далекий.
И, с другой стороны, как безпредельны любовь и милосердие Божии к падшему человеку! Господь спешит с Божественной милостью ко всякому искренне кающемуся грешнику и дарует ему превыше всех ценность — душевный мир.
Это так наглядно показывает нынешнее чтение Евангелия о блудном раскаявшемся сыне. Лишь только он твердо решил вернуться, раскаявшись (вторая ступень) в отчий дом и пошел (третья ступень) — издалека увидел его отец, и сжалился, и побежал, обнял и целовал его. И, на раскаяние сына, заявившего, что, он не достоин называться его, сыном, отец ответил своим всепрощением.
Сын сам осуждает себя и приговаривает к наказанию, и наказание признает заслуженным и справедливым. Говорят: было бы жестоко со стороны отца взять сына в число и наемников. Нет, он не считал отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным — таково всегда истинное покаяние; в ответ на него, отец одел сына в прежния одежды.
Трогательная картина отеческой любви, с одной стороны, и искреннего покаяния — с другой!
Господь Сам спешит к кающемуся грешнику и дарует ему вседеятельную и спасающую благодать Свою, влекущую к Богу и отвращающую от греха.
На утрени сегодняшней воскресной службы, после «Хвалите имя Господне», положена петь псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Сидят и плачут о своем возлюбленном Сионе сыны Израиля. Тело их в Вавилоне, а дух и сердце — в Иерусалиме, в своем отечестве: «аще забуду тебе, Иерусапиме, забвена буди десница моя».
Кто не преклонится с уважением пред сими чувствами? Тяжек был плен Вавилонский, но это-ничто, в сравнении с пленом, в который люди попали, вследствие грехопадения, «лишившись вечного отечества».
Господь Иисус Христос снял с нас узы греха, но мы, делая грехи, постоянно сами себя сковываем этими узами. Грехи наши разрушают нас духовно и телесно, как ржавчина на железе, как моль на шерсти, как червь на дереве. Надо следить за своей душой и беречь ее. «Блажен, кто разбиет младенца своя о камень». Церковь объясняет эти слова в духовном смысл, как борьбу с зародышем греха в души. Нужно бороться с врагом, пока он еще не окреп.
В реке Нил появились когда-то крокодилы, истреблявшив все, также и людей. Египтяне молились Озирису, но ничто не помогало. Объявили крокодилов богами, приносили им жертвы, но они милостивее не стали. Так шло время. Но вот явились крошечные зверки — фараоновы мыши, и начали истреблять крокодилов: он выслиживали гнезда крокодилов и съедали их яйца-зародыши, уничтожив, таким образом, возможность их размножения.
Но, как ни плачевно положение порабощенных грехом, оно не есть неисцелимое зло; не надо болезнь запускать. Поспеши за помощью к Богу, умоли Его, чтобы Он поступил с тобою так же, как Он поступим с Вавилонскими пленниками: Он освободил их из плена. Так же можно избавиться от страстей, согрешить и искупить грех и совершить раскаяние. У Бога милости много, много и средств к исцелению гриховных недугов.
«Освободив Сион от пленения заблуждений, и меня, Спаситель, оживи, избавив от рабства страстей.»
Какова же должна быть жизнь наша?
Все должно совершаться, допускаемое в пределах христианской скромности, чтобы чувственность, как жестокий тиран, не возобладала над духом, не покорила душевных сил наших своей нечистой власти и не сделала бы нас пленниками похотей и страстей. Необходимо обуздывать и укрощать естественныя влечения чувственности и не давать им свободы. Никто не родился злодеем, а делаются таковыми, уклоняясь от закона Божия.
Поведение христиан в отношении пользования благами жизни Св. Апостол Павел прекрасно изобразил в нынешнем чтении Апостола: всем можно пользоваться во славу Божию; всем можно наслаждаться с молитвой и благодарностью Богу, и учиться только смотреть: все ли мне на пользу — по крайней мере, не вредно? Все ли может служить в назидание — по крайней мере, не в соблазн и развращение? Все ли покоряется нам, а не стремится к обладанию над нами? (1 Кор. 6-12).
Все удовольствия и увеселения — это отдохновение от трудов. Слово Божие говорит: «работайте Господеви со страхом, но и радуйтеся Ему с трепетом».
Надо помнить, говорит Апостол, что телеса ваши, как члены Церкви, суть члены Христовы. Не знаете ли, говорит Апостол, что ваша душа, по совершении таинств — храм живущего в вас Св. Духа? Потому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии, т. е. собственность Божия. Господь есть не только Творец человека, но и Искупитель: Он освободил человека от власти греха и диавола, выкупив его дорогой ценой — ценой Своей крови.
Поэтому люди, сделавшись неотъемлемой собственностью Господа, обязаны прославлять Бога телесами и душами, т. е. всеми силами души — умом, сердцем, волею, чистой совестью, богомыслием, любовью к Богу и ближним, исполнением заповедей Божиих и воздержанием в употреблении пищи и пития, жизнью в телесных подвигах и в труд, который есть дело воли Божией. Ленивые не заслуживают того, чтобы их кормили (2 Сол. 3-10).
Удерживай зрение и слух от привычки засматриваться на суету, слушать дурныя речи, язык — от празднословия, и обуздывай все прочия телесныя чувства.
Особенно Апостол призывает соблюдать целомудрее и воздержание от телесных страстей.
«Бегай блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6-18). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа?» (1 Кор. 6, 18-19). Если христианин удерживается от любодеяния, страшась оскорбить Духа Святого; живущего в нем, этим подвигом он прославляет человика.
Благословенны прославляющие Бога Отца душевно и телесно! Кто Его достоин, того Он прославит Своим благоволением в настоящей жизни и в будущем веке.
Если мы обратим внимание на нашу современную жизнь, то какое множество людей проходит перед нашими глазами, во всем подобных Евангельскому грешнику — блудному сыну! Мы встречаем их на всех ступенях греховного отпадения от Бога. Одни только еще собираются оставить кров Отчий, другие уже бежали из дома Отчего, третьи успели уже далеко отойти от него, четвертые — во всей власти греха, пятые доливают последния капли яда из жизненной чаши. Некоторые смущенно влекутся под кров Отчий, с слабой надеждой на прощение.
Но есть некоторые, совершенно ушедшие от Бога «на страну далече», совершенно отошедшее от Церкви. Жизнь для них — лишь только сплошная бессмыслица.
Вразуми всех их, Господи, а нас сохрани — под Своим Отчим кровом, очистив от беззаконий наших. «Объятия Отча отверсти ми потщися, покаяния отверзи ми двери, Жизнедавче. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.»
Аминь.