Слово протоиерея Константина Островского в день праздника Казанской иконы Божией Матери
Усердная Заступница
Я хотел вы обратить сегодня и своё, и ваше внимание на припев акафиста в уесть ныне празднуемой Казанской иконы Божией Матери: «Радуйся, Заступница усердная рода христианского».
Обычно мы употребляем слово «усердная» в смысле «старательная, добросовестная». Но на самом деле корень слова — «сердце». Делать что-то усердно — значит делать с сердцем, то есть искренне, от всей души. Церковь говорит о том, что человек исполняет заповеди Божии или как раб, из страха наказания, или как наемник, потому что надеется получить награду, а бывает, что исполняет заповеди как сын, то есть не из страха наказания и не из желания награды, а потому что любит Бога и с радостью исполняет Его волю.
Матерь Божия именно усердная наша заступница, она хочет нашего спасения не потому, что Она чего-нибудь боится (ей бояться нечего), и не потому, что Она надеется на какую-то награду (Она ни о каких наградах никогда не думала), а потому, что любит нас и поэтому усердно молит Бога о нашем спасении, усердно заступается за нас. Она нас не как какая-нибудь стена бездушная от чего-то загораживает, Она всей душой умоляет о нас Бога, потому что боится, что мы погибнем. Для Неё величайшим утешением является наше спасение — наше соединение со Христом.
Но, конечно же, посильное усердие требуется и от нас самих, усердие не только внешнее — мы должны приложить своё сердце к собственному спасению. Это странно звучит; казалось бы, кому нужнее наше спасение, чем нам самим, но наше полумёртвое, едва лишь верующее сердце холодно и закрыто — оно расположено ко многим разным вещам (земным, плотским, душевным), а к вечному, к чему должно быть расположено, оно холодно. Нужно молиться Богоматери, чтобы сердце наше открылось, смягчилось, как сказано в молитве свят. Амвросия Медиоланского: «Отыми сердце каменное и дай мне сердце плотяное», то есть дай нам сердце живое, чтобы мы усердно пеклись о своём спасении.
Без этого оно невозможно. Ведь какой 6ы ни был великий и учёный врач, он ничем не может помочь больному, уклоняющемуся от лечения. Если мы будем противиться своему спасению, даже всемогущий Бог не сможет нам помочь. Нам нужно покаяться в своём нерадении, и те слова, которые слышим в акафисте, применить х себе. То есть, воспевая Матерь Божию, нашу усердную Заступницу, нужно откликнуться на Её любящее усердие и своим усердием тоже.