Поздравляю вас с праздником, возлюбленные братья и сестры!
Я очень рад, что вы пришли сегодня почтить память великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Православная церковь празднует завтра одновременно память трех святителей. У многих встает вопрос, почему Церковь вспоминает их несколько раз в году? Мы знали, что память Иоанна Златоустого 13 ноября по церковному стилю, Василия Великого — 1 января, а память Григория Богослова отмечали в понедельник, когда церковь праздновала праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Святая Церковь видит в этих первосвятителях могучих столпов православия, которых Бог воздвиг в период становления Церкви, период, когда на престол византийских императоров в Константинополе взошел император Константин. Он понял, постиг православие, и вместе со своей матерью Еленой явился ревностным поборником христианства. До него была эпоха гонении на Христову Церковь, и лишь при нем Церковь стала выходить из подземелья, из катакомб, и стала строить свои храмы; засверкали над миром золотые кресты.
И в это время Господь воздвиг дивных мужей, ставших столпами, опорой становившейся Церкви, прославившихся своими делами на пользу Церкви. Это были люди чрезвычайных способностей, изумительной энергии.
Пред нами... Василий Великий.
Молодой человек большого роста, исполненный силы, с глазами, горящими большой энергией. Будучи сыном достопочтенных родителей, он получил прекрасное образование в столице Греции — Афинах. Он изучил философию, медицину, естественные науки. Василий Великий был одним из самых образованнейших людей своего времени. Его толкование Библии непревзойденно. В нем мы видели мыслителя и богослова, и философа и естественника. Особенного внимания заслуживают его чтения на Шестоднев. Василий Великий считается одним из учителей монашества, так как им первым были написаны правила для монашествующих, монастырские уставы. Еще в молодости, юношей, он посетил Святую Землю. Тогда же у него зародилось желание получить св. Крещение именно на Иордане. И, будучи 34 лет, крестился, когда уже вступал на служение. Там же Василий Великий заинтересовался жизнью некоторых отшельников, и сам решился понести этот подвиг; он начал вести суровую жизнь в пустыне, почти ничего не ел, питался лишь травой. Однако это подорвало его силы. Епископ Константинополя вызвал его в столицу, и вскоре ему пришлось стать епископом.
Из истории его служения как епископа известен случай, когда он навестил один из монастырей. Настоятель, встречая Василия Великого, и показывая на выстроившихся монахов, сказал епископу, — вот сколько монахов в обители, на что тот ответил вопросом, а много ли среди них спасающихся? Т.е. много ли было среди них искренне стремившихся к спасению. Это показывает, как много думал святитель о спасении паствы. Таким мы видим Василия Великого.
Перед нами встает образ другого святителя — Григория Богослова, которому Церковь очень многим обязана. Он был кабинетным ученым, т.к. он много отдал сил изучению догматов Православной Церкви, раскрытию и толкованию их. Особенно велика его заслуга в деле спасения православия от ересей и расколов, в особенности от сильно распространившейся в то время ереси арианства, которая, как и бывшее в наше время еретическое движение обновленчества, которое святейший Патриарх Алексий охарактеризовал как ересь, граничащую с хулой на Духа Святаго, влекла многих и многих к погибели. Был даже такой момент, когда во всех церквах Константинополя господствовали ариане, и лишь в одной церкви, где служил Григорий Богослов (он был также епископом) сохранилось православие, за чистоту которого боролся Григорий Богослов. Но народ вскоре понял свое заблуждение и тогда церковь Григория Богослова, служившая оплотом истинного православия, стала и центром его распространения.
Иоанн Златоуст...
Небольшого роста, но с большой головой. Бледный, худой, слабого здоровья, но сильный духом. Это был замечательный проповедник. Проповеди его были большим событием. Когда узнавали, что состоится его проповедь, закрывались магазины, лавки, все учреждения и все люди не шли, а бежали услышать слово из уст епископа Иоанна. До сих пор сохранилась та кафедра в церкви на Фанаре, т.е. там, где резиденция Константинопольского патриарха [в Стамбуле]. Во время одной из его бесед, некая женщина из числа слушателей, весьма непосредственная, восторженно сказала: «Ты прямо златоуст!». С тех пор его так и стали называть Златоустом. Кроме этого дара слова, Иоанн отличался еще одной чертой: отвращением ко лжи. Он был великим правдолюбцем. За обличение виновных во лжи его подвергали частым гонениям, но народ, беззаветна любивший его, всегда защищал. Один раз за него постоял сам Господь. Когда его увозили морем в ссылку, внезапна поднялась страшная буря, гроза. Все поняли, что это Бог карает за мучения праведника. Увозившим его пришлось повернуть обратно, и когда Иоанн подплывал к берегу, последний был переполнен народом, радостно и с почестью встречавшим праведника.
Иоанн не побоялся обличить и императрицу Евдоксию, которая, несмотря на то, что была христианкой, устраивала увеселительные празднества в постные дни, и, в частности, в день памяти св. Иоанна Предтечи. По улицам города катились толпы народа, который подобно языческому, поклонялся изображению императрицы. И вот с амвона звучат сильные слова: «Опять Иродиада устраивает пир. Опять она требует главы св. Иоанна Предтечи!» — Обличение было брошено прямо. Следствием этого было последнее роковое изгнание правдолюбца. Солдатам, конвоировавшим ссыльного, было наказано создать для узника невыносимые условия. Его по несколько дней не кормили, он страдал от жажды и зноя. Силы его много раз покидали. С невероятными мучениями его привели в местечко Команы (это у нас на Кавказе), где находилась обитель, основанная св. мучеником Василиском. В страшном изнеможении Святитель припал к ручью, протекавшему там; силы его оставляли, и вскоре он перешел в иную жизнь. Бог отметил страдания святителя тем, что камешки этого ручья, над которым склонилась голова святителя, имеют на себе красные крапинки, напоминающие капли крови, и их, сколько их не три, нельзя стереть. Многие богомольцы посещают этот ручей, и недавно мне привезли эти интересные камешки со дна ручья.
Жили все три Святителя почти в одно и то же время. Народ любил этих Божьих избранников, но среди него были разногласия после смерти их, кто среди них выше. Одни говорили — Василий Великий, другие — Григорий Богослов, а третьи — Иоанн Златоуст. Итак, одних поносили, других превозносили. И вот епископу города, в котором были особенно велики эти споры, была явление всех трех святителей. Они повелели ему объявить народу об их явлении и сказать, что пред Богом они все три — равны, в знак чего они повелели епископу установить празднование их памяти одновременно. Последующим собором епископов это было учреждено по всей Церкви. Такова история праздника.
12 февр./З0 янв. 1955 г.
Я очень рад, что вы пришли сегодня почтить память великих святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Православная церковь празднует завтра одновременно память трех святителей. У многих встает вопрос, почему Церковь вспоминает их несколько раз в году? Мы знали, что память Иоанна Златоустого 13 ноября по церковному стилю, Василия Великого — 1 января, а память Григория Богослова отмечали в понедельник, когда церковь праздновала праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Святая Церковь видит в этих первосвятителях могучих столпов православия, которых Бог воздвиг в период становления Церкви, период, когда на престол византийских императоров в Константинополе взошел император Константин. Он понял, постиг православие, и вместе со своей матерью Еленой явился ревностным поборником христианства. До него была эпоха гонении на Христову Церковь, и лишь при нем Церковь стала выходить из подземелья, из катакомб, и стала строить свои храмы; засверкали над миром золотые кресты.
И в это время Господь воздвиг дивных мужей, ставших столпами, опорой становившейся Церкви, прославившихся своими делами на пользу Церкви. Это были люди чрезвычайных способностей, изумительной энергии.
Пред нами... Василий Великий.
Молодой человек большого роста, исполненный силы, с глазами, горящими большой энергией. Будучи сыном достопочтенных родителей, он получил прекрасное образование в столице Греции — Афинах. Он изучил философию, медицину, естественные науки. Василий Великий был одним из самых образованнейших людей своего времени. Его толкование Библии непревзойденно. В нем мы видели мыслителя и богослова, и философа и естественника. Особенного внимания заслуживают его чтения на Шестоднев. Василий Великий считается одним из учителей монашества, так как им первым были написаны правила для монашествующих, монастырские уставы. Еще в молодости, юношей, он посетил Святую Землю. Тогда же у него зародилось желание получить св. Крещение именно на Иордане. И, будучи 34 лет, крестился, когда уже вступал на служение. Там же Василий Великий заинтересовался жизнью некоторых отшельников, и сам решился понести этот подвиг; он начал вести суровую жизнь в пустыне, почти ничего не ел, питался лишь травой. Однако это подорвало его силы. Епископ Константинополя вызвал его в столицу, и вскоре ему пришлось стать епископом.
Из истории его служения как епископа известен случай, когда он навестил один из монастырей. Настоятель, встречая Василия Великого, и показывая на выстроившихся монахов, сказал епископу, — вот сколько монахов в обители, на что тот ответил вопросом, а много ли среди них спасающихся? Т.е. много ли было среди них искренне стремившихся к спасению. Это показывает, как много думал святитель о спасении паствы. Таким мы видим Василия Великого.
Перед нами встает образ другого святителя — Григория Богослова, которому Церковь очень многим обязана. Он был кабинетным ученым, т.к. он много отдал сил изучению догматов Православной Церкви, раскрытию и толкованию их. Особенно велика его заслуга в деле спасения православия от ересей и расколов, в особенности от сильно распространившейся в то время ереси арианства, которая, как и бывшее в наше время еретическое движение обновленчества, которое святейший Патриарх Алексий охарактеризовал как ересь, граничащую с хулой на Духа Святаго, влекла многих и многих к погибели. Был даже такой момент, когда во всех церквах Константинополя господствовали ариане, и лишь в одной церкви, где служил Григорий Богослов (он был также епископом) сохранилось православие, за чистоту которого боролся Григорий Богослов. Но народ вскоре понял свое заблуждение и тогда церковь Григория Богослова, служившая оплотом истинного православия, стала и центром его распространения.
Иоанн Златоуст...
Небольшого роста, но с большой головой. Бледный, худой, слабого здоровья, но сильный духом. Это был замечательный проповедник. Проповеди его были большим событием. Когда узнавали, что состоится его проповедь, закрывались магазины, лавки, все учреждения и все люди не шли, а бежали услышать слово из уст епископа Иоанна. До сих пор сохранилась та кафедра в церкви на Фанаре, т.е. там, где резиденция Константинопольского патриарха [в Стамбуле]. Во время одной из его бесед, некая женщина из числа слушателей, весьма непосредственная, восторженно сказала: «Ты прямо златоуст!». С тех пор его так и стали называть Златоустом. Кроме этого дара слова, Иоанн отличался еще одной чертой: отвращением ко лжи. Он был великим правдолюбцем. За обличение виновных во лжи его подвергали частым гонениям, но народ, беззаветна любивший его, всегда защищал. Один раз за него постоял сам Господь. Когда его увозили морем в ссылку, внезапна поднялась страшная буря, гроза. Все поняли, что это Бог карает за мучения праведника. Увозившим его пришлось повернуть обратно, и когда Иоанн подплывал к берегу, последний был переполнен народом, радостно и с почестью встречавшим праведника.
Иоанн не побоялся обличить и императрицу Евдоксию, которая, несмотря на то, что была христианкой, устраивала увеселительные празднества в постные дни, и, в частности, в день памяти св. Иоанна Предтечи. По улицам города катились толпы народа, который подобно языческому, поклонялся изображению императрицы. И вот с амвона звучат сильные слова: «Опять Иродиада устраивает пир. Опять она требует главы св. Иоанна Предтечи!» — Обличение было брошено прямо. Следствием этого было последнее роковое изгнание правдолюбца. Солдатам, конвоировавшим ссыльного, было наказано создать для узника невыносимые условия. Его по несколько дней не кормили, он страдал от жажды и зноя. Силы его много раз покидали. С невероятными мучениями его привели в местечко Команы (это у нас на Кавказе), где находилась обитель, основанная св. мучеником Василиском. В страшном изнеможении Святитель припал к ручью, протекавшему там; силы его оставляли, и вскоре он перешел в иную жизнь. Бог отметил страдания святителя тем, что камешки этого ручья, над которым склонилась голова святителя, имеют на себе красные крапинки, напоминающие капли крови, и их, сколько их не три, нельзя стереть. Многие богомольцы посещают этот ручей, и недавно мне привезли эти интересные камешки со дна ручья.
Жили все три Святителя почти в одно и то же время. Народ любил этих Божьих избранников, но среди него были разногласия после смерти их, кто среди них выше. Одни говорили — Василий Великий, другие — Григорий Богослов, а третьи — Иоанн Златоуст. Итак, одних поносили, других превозносили. И вот епископу города, в котором были особенно велики эти споры, была явление всех трех святителей. Они повелели ему объявить народу об их явлении и сказать, что пред Богом они все три — равны, в знак чего они повелели епископу установить празднование их памяти одновременно. Последующим собором епископов это было учреждено по всей Церкви. Такова история праздника.
12 февр./З0 янв. 1955 г.