Проповеди

Слово митрополита Питирима (Нечаева), Волоколамского и Юрьевского (+2003г.) в неделю пред Рождеством Христовым, память святителя Петра, митрополита Московского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем память блаженного успения, то есть кончины, святителя и чудотворца Петра, митрополита Киевского, святителя Московского, всея России чудотворца.

В 1326 году преставился ко Господу этот великий святитель, митрополит, предстоятель Русской Православной Церкви. Он родился в 1260 году на Волыни в период очень тяжелый для нашего отечества. Земля наша лежала в пожарищах и руинах после страшного монгольского нашествия. Киев и многие другие города России были разорены и уничтожены, и только Север пока еще оставался в относительной безопасности. Будущий святитель в 12 лет ушел в монастырь и, возрастая в послушании, смирении и подвигах, сам стал игуменом монастыря. И по общему избранию и призванию на церковное служение получил высший сан — быть митрополитом Киевским и всея России. Но Киев был разорен. И святитель Петр в 1309 году перенес кафедру свою во Владимир. Но и во Владимире он оставался недолго. Вся жизнь его была страннической. Можете представить себе, братья и сестры, сколько душевной боли, пастырских молитв и слов утешения требовала и ждала от него разоренная земля Русская. Где верхом, где в повозке, а зимой — в саночках путешествовал святитель Петр по пожарищам, утешая народ Божий, укрепляя его в вере в милосердие Божие. И часто заезжал он тогда в малый град Москву, где княжил внук святого Александра Невского, сын нашего московского подвижника князя Даниила, младшего сына Александра Невского, трудами которого и подвигами был основан ныне сияющий Данилов монастырь. И изрек тогда святитель Петр пророческие слова князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой за его собирание земли Русской, сказав ему: «Сын мой, если поставишь церковь каменную в центре града и положишь там мое тело, — велик и славен будет город твой».

И вот теперь мы видим исполнение этого пророчества. Славен град Москва и велика Россия. И в основе ее лежат подвиги ваших многострадальных святых, подвижников Церкви Русской. Мы знаем не только о духовных подвигах святителя Петра. Уже при жизни он слыл утешителем и чудотворцем. Святые иконы, написанные им, хранятся в Кремлевском соборе. И Владимирская икона Божией Матери, Заступницы земли Русской, его рукой написанная, стоит в Успенском соборе города Владимира. Его священные одежды хранятся в ризнице древнего Кремля. И не было значимого события в истории Руси, чтобы у его святой гробницы не было испрошено благословения.

Потому, братья и сестры, совершая сегодня память его блаженного упокоения, мы молимся ему, чтобы он, как и древле, своей пастырской заботой и молитвой укрепил и нашу веру, и наше благочестие, чтоб непостыдно было нам наше отшествие из земной жизни и встреча с вечностью. Ибо апостолу Павлу принадлежат слова, что когда он предстанет у Престола Божия, то хотел бы иметь дерзновение сказать: вот я и дети, которых мне дал Бог (Ис. 8, 18). И мы, как бы ни сознавали себя недостойными, мы — дети святителя и чудотворца Петра, положившего святые свои останки, свои целебные чудотворные мощи здесь, в центре нашего града. И потому, братья и сестры, жизнь наша должна быть достойной его святого имени, чтобы не постыдился он нас и имел дерзновение сказать пред Господом Богом: вот дети, которых Господь дал ему. Помолимся сейчас святителю и чудотворцу Петру, Царице Небесной и возблагодарим Господа Бога за то, что даровал Он нам такого великого предстоятеля, иерарха и чудотворца, молитвами которого живет и стоит наша Церковь.

Я хочу еще задержать вас ненадолго небольшим повествованием о том, что читалось сегодня в Евангелии.

Сегодня читается Евангелие Недели пред Рождеством Христовым, в котором евангелист Матфей излагает земное происхождение Господа нашего Иисуса Христа. И начинает словами: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давида, сына Авраама» (см.: Мф. 1, 1). Иными словами, это книга бытия, книга духовного возрастания всего человечества. Я вспоминаю, когда был мальчиком, изнемогал, слушая, как диакон или священник читал непонятные мне имена: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил...» и далее, и далее. Но когда уже сам стал вникать в Священное Писание и в богословие, то до сих пар не перестаю изумляться той глубине, которая скрывается в этих словах. И евангелист Матфей это сделал для тех, кто понимал духовную историю людей. Мы с вами только что закончили общий обзор Евангелия от Матфея, и я сказал, что впоследствии мы будем останавливаться на отдельных частях его священного повествования. И поэтому этот важный для нас раздел, первую часть — родословие Господа Иисуса Христа, я и хотел бы коротко пояснить сегодня вам.

Итак, евангелист Матфей пишет первое Евангелие. Пишет людям недоверчивым, скептическим, не принявшим Господа. С какой болью сказал евангелист Иоанн: К своим пришел, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11). Господь Иисус Христос пришел к Своему народу, и он отверг Его по неразумию, ибо, как говорил Господь пред крестными Своими страданиями: «Прости им, не знают, что творят» (см.: Лк. 23, 34). Итак, евангелист Матфей, чтобы убедить свой жестоковыйный народ, пишет ту земную историю от Авраама, которого иудеи почитали своим отцом и родоначальником, до Иисуса Христа, и он перечисляет прародителей от Авраама до Давида, от Давида до Иессея. Описывает время, когда народ иудейский впал в ничтожество, будучи разорен и отправлен в вавилонский плен. И от вавилонского плена до Христа. Евангелист Матфей со свойственной ему тщательностью и убедительностью перечисляет эти имена, говоря: итак, от Авраама до Давида 14 родов, дважды по семь (семь у иудеев было священное число), и от Давида до вавилонского плена, то есть от славы до падения Иудеи, тоже 14 родов, и от плена вавилонского до Иисуса Христа тоже 14 родов. Этими своими числовыми доказательствами показывает тем, кто не принял Господа Иисуса Христа, что круг истории завершился, что неизбежно именно в это время пришел Спаситель мира, Господь Иисус Христос, о Котором проповедовали древние пророки, о Котором пророк Даниил сказал, что исполнится семьдесят седмин и придет Спаситель Израиля (см.: Дан. 9, 24-27). Итак, в этом перечислении не только имена, не только слова, имеющие для нас как будто бы отдаленное значение, — в этом списке евангелист Матфей видит глубокий духовный смысл, что круг времен от начала, от Авраама, который был призван Богом утвердить веру, до Иисуса Христа, этот круг времен завершен.

И второе, на что обратите внимание: какая употреблена форма изложения у евангелиста Матфея: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова. То есть некто, отец, родил сына. Таким образом, здесь он вкладывает смысл земной: как и бывает, от родителей рождается дитя.

В нужный момент, в нужных обстоятельствах евангелист Матфей вспоминает и мать, женщину, от которой родилось дитя. Но, завершая этот цикл имен, евангелист Матфей говорит: Рождество Иисуся Христа было так (Мф. 1, 18), то есть совсем не так, как оно было во всех предшествующих родах, а иначе, по-особому. Как же оно было? И вот тут в развернутом повествовании он говорит: обрученной бывшей Деве, Пречистой Матери Божией Марии, выяснилось в мысли Иосифа, что она уже имеет во чреве от духа Святого. Иосиф же, муж Ее, праведник, не хотел обличить Ее, но хотел тайно Ее отпустить (Мф 1, 18-19).

Задумаемся, братья и сестры, вот над этим душевным состоянием праведного Иосифа. Он был уже в преклонных летах, ему была поручена Чистая Дева из храма — Мария, он должен был блюсти Ее девство для того, чтобы Она вступила затем в законный брак, но выяснилось, что уже Она ожидает дитя. И вот борение души святого Иосифа трудно передать нам. Он праведник, он должен был обличить Ее перед судом старейшин; но он жалел Ее и поэтому хотел покрыть мнимый Ее позор снисходительной ложью — отпустить Ее из дома, пусть само разрешится это дело как-то иначе. Но когда он только помыслил об этом, Ангел Господень явился ему и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию в дом твой, ибо рожденное в Ней (обратите внимание на это выражение: рожденное в Ней, а не от Нее), рождающееся в Ней — от Духа Святого. И родит Она сына, и нарекут Ему имя: с нами Бог» (см.: Мф. 1, 20-23), потому что Бог таким образом снизойдет к человеку. И встал Иосиф от сна и исполнил, как повелел ему Ангел Господень (см.: Мф. 1, 20-23). Вот видите, как трудно было эту тайну изложить евангелисту Матфею, но с какой духовной силой и деликатностью, скажем по-человечески, он изложил это своими словами.

И когда вы видите икону Рождества Христова, вы увидите в ней в левом углу изображение Иосифа, как передали это нам наши древние иконописцы: Иосиф, удрученный своими мыслями, погруженный в сомнения и в борения, согбенный, сидит, приставив руку ко лбу, не зная, какое принять ему решение. А перед ним стоит некая фигура. Разные богословы по-разному объясняют это изображение. Мне думается, что это символическое изображение сомнения ветхого человека, ведь ветхий человек не способен верить. Человек с истощенной душой, со спящей внутренней совестью, которая не принимает голос Божий, не может мыслить чисто и веровать свято. И вот Иосиф, хотя и был праведником, но праведником ветхозаветным, и он испытывал борения. И это противостояние веры и неверия, веры и сомнения изображено древними иконописцами на этой иконе. Но вера восторжествовала, и чистый дух праведника очистился, по слову Ангела, и Иосиф принял Деву Марию в дом свой. И не знал Ее, то есть не вступил с Ней в брачное отношение, не стала Она его женой, он берег Ее, хранил, лелеял Ее и рождающегося в Ней дитя. И далее повествует евангелист Матфей: и когда родилось Дитя, первенец девы Марии, нарекли имя Ему Иисус, то есть Спаситель, то есть праведный. Иосиф не только исполнил слова Ангела принять Деву Марию в свой дом и беречь Ее, но он исполнил и то, что сказал ему Ангел (см.: Мф. 1, 25). Ангел сказал ему, что наречется младенец Эммануил — «С нами Бог», и Иосиф дал Ему и имя, еще более близкое каждому человеку, — Иисус, то есть Спаситель.

Вот, братья и сестры, содержание того Евангелия, которое мы прослушали сегодня. Готовясь к празднику Рождества Христова, вспомним, что борения, которые свойственны нам, свойственны и праведникам; что сомнения, которые одолевают нас иной раз, не миновали и древних праведников, но разрешаются они явлением силы Божией и ангельским о нас попечением. Уходя из храма, будем помнить этот святой образ праведного Иосифа, Пречистой Девы Марии и с радостью ожидать праздника Рождества Христова, чтобы и с нами был Бог, чтобы, радуясь и воспевая рождественские песнопения «Христос раждается, славите...», мы действительно в сердце своем приняли эту радостную, благую весть, как древле ее приняли пастыри, чтобы и нас коснулась радость праздника Рождества Христова.

И когда будем вновь слышать в будущем году эта евангельское повествование, чтобы внимательно вслушались мы в те слова, в которых перечисляются древние праведники: Авраам, Исаак, Иаков и многие-многие другие, которые ждали, но не дождались пришествия Христова. А мы с вами ежегодно переживаем это священное событие в радости для спасения нашей души.

Да будет над нами милость Божия, чтобы ощутить нам радость праздника Рождества Христова, чтобы Царица Небесная и праведный Иосиф, свидетели этого великого и славного события, были для нас покровителями в эти радостные дни Рождества Христова. Аминь.

3 января 1988 года в храме Воскресения Словущего, Москва