Проповеди

Слово протопресвитера Василия Бощановского (+1961г.) в неделю 7-ю по Пасхе

Единство духа и разделение, как два противоборствующих начала в человеческой жизни

Да будут все едино, как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21), слова Непорочного Агнца Божия, готового идти на крестный подвиг (смерть).

Умоляю вас поступать достойно звания,.. стараясь сохранить единство духа в союзе мира (Еф. 4. 1–3), взывает к своим духовным детям величайший из апостолов — св. ап. Павел.

Из приведенных слов видно, что о единстве духа, единении, о совместной работе и жизни говорят не только наши современники представители разных партий, организаций, церковных юрисдикций, но и само Слово Божие. То, о чем так часто и горячо говорят ныне, оценено уже давно. И Ветхий и Новый Заветы — оба одинаково ценят единство духа, желают единства, призывают к единству, радуются единству. А Церковь Православная ежедневно возносит моление — «о соединении всех».

В чем же дело? Почему так! В чем заключается влекущая сила единства?

Единство духа хранит неприкосновенность Истины. В своей сущности Истина одна. Ибо единая Истина-Бог есть абсолютное, чистое, совершеннейшее единство. Где появляется разделение, там грозит опасность Истине. Разделенные, в силу своей разделенности в духе, пытаются разделить, рвать на части или исказить единую Истину.

Единство духа хранит и оберегает единство воли: оно не только обезпечивает, но и усиливает ея силу-мощь. Что не может сделать один; то могут сделать два; еще больше могут сделать три, четыре, пять и т. д. Не даром говорят, что прут сломать легко, а с прутьями, сложенными в один пучек справиться одному человеку не под силу. Разделение в области духа вернейший признак слабости, распада, смерти. Наглядный пример: органическое единство создает живой, деятельный организм; распад, разделение свидетельствует о его смерти.

Отсюда правило низко-земной политики: «Разделяй и властвуй».

Единство духа благословенная почва, незыблемая опора, краеугольный камень для единства чувства. Где одна истина, где одна воля, там и сердце живет одним чувством. Единая истина умом созерцается, волей усваивается, сердцем согревается. Единому, усмотренному умом, воспринятому волей, отдается и вся полнота сердца. Показательные примеры: опять живой здоровый организм; добрая христианская семья; на началах Правды Божией и подлинного братства людей организованная общественность.

Истина одна, воль же и чувствований много. Ибо единое в сущности человечество множественно в лицах.

Есть «я», «ты», «он»; «мы», «вы», «они». Но так как истина одна, то и воли, устремленныя к ней, как и чувства ее согревающия, объединяют тех, кто усмотрел эту истину, воспринял ее и своим сердцем согрел ее. Получается новое единство, но не холодное, только умозрительное иль волевое, а сердечное, горячее, любовное. Так на почве единства загорается драгоценнейшее, единящее и все-оживляющее чувство — любовь.

Единая истина, воспринятая единством воль, венчается единством любви, в которой все живое сливается в единый, но многоликий человеческий организм, где все узревшие истину, ее воспринявшие, не только любят ее, но любят и всех, ее воспринявших, не только любят ее, но любят и всех, усмотревших и возлюбивших ее.

Нарисуйте круг; обозначьте в нем центр. Поставьте точки на окружности круга и соедините их посредством радиусов с центром. Смотрите, как из многих отдельных точек образуется одно многоликое целое. Центр, это — БОГ; точки на окружности, это — люди; радиусы, это — любовь, влекущая человека к Богу. Результат — единство, полное, совершенное многоликое. Все в Боге и Бог во всех. Сила, образующая это единство — любовь; любовь к Центру — Единому, Великому, Всеобемлющему — БОГУ — полноте Истины, Любви и вечной духовной Красоте. Так расцветает во всей своей несказанной красоте царство всеохватывающей любви; царство, несущее миру радость, мир и блоговоление в людях. В этом царстве люди познают себя братьями, близкими, родными. Ибо как порожденные единой Истиной и возлюбившие эту Истину, они суть дети одного Отца небесного, т. е. Единого, абсолютного, совершеннейшего Существа, имя Которого БОГ, а Его основное свойство — вина (причина) всего сущего — безграничное благоволение и совершеннейшая любовь. Бог наш — Бог любви есть.

Таково достоинство и плоды единства. Достойно дерево, достойны, преблагословенны и плоды его.

Все это есть то, что должно быть; что является идеалом человеческих устремлений, желаний и исканий; что Евангельское благовестие обозначило словами:Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный; или Ищите прежде Царствие Божие и правды Его, и остальное приложится вам, или Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут совершенны во едино... да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира; что назвало оно — Евангельское благовестие — Евангелием Царствия.

Как идеально-должное, единство духа не от мира сего. Мир являет нам иное — противоположное, разрушающее первое; дает разделение; разделение в истине, разделение в волях, разделение в чувствах.

Разделение сейчас — явление всеобщее; оно охватило все, области человеческой жизни. Наблюдается оно в семье, поражает государства: не избежала его и сама Церковь. Это подлинный бич современного человечества. Это червь, подтачивающий основы человеческой жизни; это огонь, пожирающий все, что есть лучшего в мире. Разделение, это — современный молох, которому человечество приносит самыя дорогия жертвы.

Корень этого бедствия — очевиден: это забвение и отход современного человечества от истинной Истины-Бога-Отца небесного. Это страстное обращение человеческого сердца к внешнему-видимому миру, его благам, его пленительной, но, в своей оторванности от Бога, губящей красоте. Ум омрачился, сердце развратилось и воля отошла от Бога-Творца-Отца. Это и отметил великий Апостол словами: мир во зле лежит.

Как явление ненормальное, противное нашему духу, разделение ничего доброго нам не дает. Это в полном смысле «худое дерево». А такое дерево, по словам Божественного Учителя, может приносить и приносит только худые плоды. Глубокую правду божественных слов подтверждает не только наша печальная действительность, но и вся мировая история. Разделение никогда не приносило и не принесет миру ни мира, ни благоволения. Оно вносит в жизнь сынов человеческих только горе, слезы, кровь и смерть.

Так и должно быть. Разделение — духовный яд. Свойство же яда убивать и разлагать все живое. Недаром сказано: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, неустоит (Мф. 12, 25).

Разделение убивает прежде всего человеческую личность, ибо отравляет ее духом глубочайшего эгоизма; что приводит человеческую личность к полному отрыву от того, что питает, живит и радует ее. Эгоист, это — по истине, духовный самоубийца.

Разделение разлагает и губит семью. Факт, наблюдаемый на каждом шагу нашей печальной действительности. У нас сейчас наблюдается то, о чем предсказывал Божественный Учитель: Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мф. 10, 21).

Разделение разлагает и губит целыя государства, народы, нации. Мировая история человечества, как и судьба нашего дорогого Отечества — лучшее подтверждение истинности сказанного.

Не избежала ударов разделения и сама Церковь — этот столп и утверждение истины; эта чистая Голубица-Невеста Небесного Жениха Христа Богочеловека. Все, что в течении многих веков волновало, поражало, распинало Церковь Христову: споры, расколы, ереси, — все это плоды разделения.

Нужно-ли говорить, какую печальную картину представляет современное положение нашей Православной Церкви. Евлогиане, Платоновцы, Феофиловцы, Автокефализм украинский, Автокефализм белорусский, самосвяты-Липковцы, просоветская патриаршая церковь и т. д. и т. д. Все это глубокия раны на теле нашей Зарубежной Русской Православной Церкви. И эти язвы не что иное, как плоды нашего церковного разделения. Болезнь эта охватила не только мирян, но, к сожалению, ею страдает не мало наших пастырей и архипастырей. Сознание единства Церкви, как единого живого Тела Богочеловека Христа, почти совершенно выпала из сознания многих современных мирян, пастырей и архипастырей. Все стремятся пасти только не стадо Христово, а свое собственное стадо, не богоугодно, а для гнусной корысти,не подавая пример стаду, но господствуя над наследием Божиим. Во истину, если воины-язычники не решились разорвать нешвенный хитон Христов, то многие из современных мирян, пастырей и архипастырей с дьявольским злорадством раздирают на части чистый, кровию Христовой омытый хитон Церкви Христовой. Порочный принцип разделения — я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов — проявляется в наше время гораздо в худшей форме, чем в век Апостольский. Несомненно. Христос сохраняет Свою Церковь. Церковь неодолима. Но какая участь грозит тем из нас, кто так безстыдно разрывает хитон Христовой Церкви? Не к таким-ли современным распинателям Христа, гонителям Его Церкви относятся грозныя слова великого Тайнозрителя: боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою, это смерть вторая (Ин. 21, 8). Их конец — погибель, говорит ап. Павел, ибо их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном (Фил. 3, 19).

Горестное положение Русской Православной Церкви зарубежом не раз вызывало среди верующих чад Церкви попытки к излечению этой болезни. К сожалению, все такого рода попытки успехом не увенчались. Болезнь разделения поражает Церковь и по сию пору.

В чем же дело? Где причина этого печального явления?..

Единство в Церкви, примирение — дело доброе, спасительное; его нужно искать, добиваться. Но нужно, чтобы это единство, как и примирение строилось не на компромиссе, а на трепетно-благоговейном восприятии истины о Церкви, ея природе и задачах, преданности этой истине и любви к ней. Церковь в полном смысле Божественное установление. Ея Основатель, как и Ея Глава — Христос; Ея душа, как и Освятитель — Дух Святый. Она столп и утверждение истины. Поэтому только стоящие в этой Истине, любящие ее могут быть живыми членами Церкви. Церковь не какой то кооператив или политическо-экономическое содружество, где возможны всякого рода разговоры, уступки, компромиссы. Церковь дело Божие, установленное для вечного спасения человечества. Отсюда мудрость, выраженная в народной пословице: «худой мир — лучше доброй ссоры» совершенно не применима к жизни Церкви. Дух церковный — не дух кооперативного учреждения, а дух жертвенного служения Христу в духе Истины, святости и любви. Как установление имеющее свое основание в Боге, Церковь вся во Христе. От Него Она получила учение, которое должно проповедываться всем народам, во вся дни, до скончания века. От Него же, Христа. Она имеет и особыя, Ей только принадлежащия, обетования: Я с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины, Которого мир не может принять,.. а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16–17). Духом учения Христа определяются и те свойства которыя принадлежат только Христовой Церкви: Она едина; Она Свята, соборна и аностольска. Сообразно с природой и духом Церкви установлены и каноническия формы Ея бытия, направленныя к осуществлению поставленных Ей Христом целей. Я разумею апостольския постановления (каноны), постановления семи Вселенских Соборов и все ими воспринятое и благословенное.

Итак все, что имеет Церковь, Ей дано свыше — от Христа и от пребывающаго в ней Святого Духа, чрез апостолов и Духом Божиих просвещенных людей. Нам остается только, усвояя данное Церкви, стать на безкомпромиссное служение, Ей; твердо памятуя, что жизнь Церкви направляется не духом лести иль человеческой мудрости, а Христом и пребывающим в Церкви Духом Святым.

Стать же на служение Церкви значит; а) познать и воспринять не только умом, но и сердцем истину о Церкви, ея природе и задачах; б) сделав это, отдать себя на жертвенное служение тому, к чему призывает нас Церковь. Для первого необходимо преодолеть нашу духовную леность-косность, держащую нас в духовном невежестве. Для второго нужно преодолеть в себе ин закон, противоборствующий закону уманашего и делающий нас пленниками закона греховного, находящегося в членах наших (Рим. 7, 23). Нужно также припомнить и то, что мы, как крестившиеся во Христа, должны не только носить имя Христово — именоваться христианами, — но и облечься во Христа, т. е. украсить себя Его духом, Его чувствованиями, Его делами (Фил. 2, 5). Так должно быть Ибо мы Божие творение, созданы во Христе Иисусе на добрыя дела, которыя Бог предназначил нам исполнить (Еф. 2, 10). Без такого преодоления духовной косности и отвержения «греховного закона» мир в Церкви Христовой не мыслим. И все попытки установить его путем различного рода компромиссов не только не дадут доброго результата, а приведут еще к большим расхождению и разделению. Прочно только одно, что основано на камени, т. е. на истине и любви к истине, Компромисс-же это песок иль заплата из небеленой ткани. Судьба же всех строений на песке предуказана Божественным Учителем. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 37). Не лучше обстоит дело и с заплатой небеленой. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Мф. 2, 21).

Все современныя попытки установить единство духа подобны строению на песке или приставлению к ветхой одежде небеленой заплаты. Истина не только забыта, но и попирается; компромисс приобретает все большую силу и авторитет. Растим и поливаем худое дерево. Что удивительного, если плоды его не только горьки, но и смертельно гибельны. Сеяли ветер, пожинаем бурю. Так было, так есть, так и будет. Будет пока измученная душа человека не воскликнет: Благословен грядый во имя Господне!.. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22, 20); т. е. пока человек не обратится к Богу, и Бог не посетит человека Своею милостию.

В заключение во избежание возможных недоразумений, необходимо сделать некоторое пояснение.

Говорят, без компромиссов обойтись невозможно. Вся наша жизнь сплошной компромисс. Как обойтись без компромиссов, при том в таком важном вопрос, как единство духа? Ответ на такое недоразумение должен быть таков. — Хорошо. Жизнь человеческая есть непрерывная цепь компромиссов. Что-же из этого? Можем ли мы, по совести, признать, что жизнь современного человека соответствует своему назначению, приносит достойные плоды, ведет человека от силы в силу, от славы к славе, является осуществлением лучших запросов человеческого духа и сердца? Если не так, то не есть ли она одно топтание на месте, простое прозябание или вечная погоня за куском насущного хлеба, притом с обильным проявлением звериного инстинкта — грубости, жестокости, насилия, вечного обмана, лжи, человекоугодничества, тщеславия, гордости и т. п. Проблемы духа всеми оставлены, или держатся в тени. Их не подымают, боятся или хоронят в море словесной болтовни. Результат на лицо — тупик, духовный кризис. Где же причина такого печального факта? Ответ один: жизнь современного человечества — сплошной компромисс; построена она не на Истине, а на людской неправде. Худое дерево дает и худые плоды.

Второе. Компромиссы бывают различного рода. Уясним это наглядным примером. Перед вами великий грешник-преступник. Он открыл вам всю глубину своего падения. Руководясь формой закона, вы могли бы немедленно удалить его из ограды Церкви. Но движимые чувством сострадания и любви к падшему и веря в возможность его исправления, вы оставляете его в Церкви, наблюдаете за ним, убеждаете, питаете его духовно. В результате — обращение к вере и полное исправление грешника. Что это? скажете, компромисс? Пусть будет так. Но это компромисс Евангельский. Его первообраз вы найдете в Евангельском благовестии И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел: И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: Господин! оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13, 6–9).

Тут как видите, истина не только не попирается; но именно ради нея и ради любви к слабому брату рекомендуется терпение, притом не пассивное, а активное (окопаю-обложу), направленное к тому чтобы помочь немощному брату осознать свою болезнь и преодолеть ее.

Слова: «Итак, все, что имеет Церковь, Ей дано свыше — от Христа и Духа Святого пребывающего в ней» — могут вызвать такой недоуменный вопрос: если в Церкви все уже есть, и есть от Христа и Святого Духа, то значит сейчас в Церкви нет и не может быть нового откровения, нет жизни, нет прогресса? На этот вопрос можно ответить и «да» и «нет». Да, в Церкви, как живом организме-мистическом Теле Христовом, возглавляемом Христом и одухотворяемом Духом Святым, все есть, все дано, и новых откровений не может быть. Церковь — полнота, столп и утверждение истины. Церковный прогресс заключается не в откровении новых истин, а в все более глубоком и совершенном восприятии каждым из нас, членов Церкви, того, что дано и имеется в Церкви для нашего вечного спасения. Прогрессировать может восприятие, усвоение и осуществление нами-членами Церкви — того, что имеется в Церкви для нашего духовного роста и вечного спасения. В этом отношении (смысле) Церковная жизнь всегда в движении, может восходить на вершины добродетели, но может и глубоко падать... История Церкви обильна такими примерами...

Итак единство духа — сила великая, благословенная, притом созидающая, а не разрушающая, как разделение, человеческую жизнь. Потому то о нем — единстве духа — и молился Божественный Страдалец на кануне крестного-голгофского подвига; потому то и величайший из Апостолов Павел зовет верных чад Церкви к единству духа; потому и нам нужно и должно стремиться к той же цели. Но устремляясь к добродетели единства духа, нужно твердо помнить, что прочно, а в данном случае и достойно, только то, что строится на незыблемом фундаменте Христовой Истины. Единство духа в этом отношении не представляет исключения. Вот почему Христос, умоляя Своего Отца небесного о единстве всех верующих в Него, просит да будут едино как ТЫ, ОТЧЕ, во МНЕ и Я в ТЕБЕ, так и они да будут в Нас едино. Здесь имеется в виду единство духа не «компромиссное». а основанное на единстве в Истине и Любви. Такое единство даст верующим возможность в вечности созерцать славу, которую Отец дал Своему Сыну; здесь же на земле — насладиться плодами христианской добродетели — мира, любви и духовной радости. Буди и благослови, Господи!

1952 г. Храм св. Александра Невского, Лейквуд, Нью-Джерзи, США