Проповеди

Поучение епископа Виссариона (Нечаева), Костромского и Галичского (+1905г.) в неделю блудного сына, день памяти святителя Алексия, митрополита Московского

Пятисотлетие памяти святого Алексия, митрополита Московского

Сегодня празднуем память святителя Алексия. В настоящий год сие празднование имеет особенное значение. Святитель Алексий преставился в 1378 году февраля 12-го; следственно сегодня исполнилось равно 500 лет со времени его блаженной кончины.

Память святителя Алексия священна для всей России, потому что он именуется церковью чудотворцем всея России; но преимущественно она священна для Москвы, потому что в Москве он родился, в Москве проходил иноческое послушание, в Москве имел святительскую кафедру, в Москве преставился, в Москве почивает своими нетленными и чудотворными останками. Чем же нам почтить в настоящий раз священную для всех память? Хорошо бы рассказать житие его, но подробный рассказ о нём потребовал бы немало времени и утомил бы вас. Ограничимся воспоминанием об одном из событий его жития, именно о том, память о котором связана с историей Чудова монастыря.

Святитель Алексий жил во времена господства над Русью татар и не раз путешествовал в орду для ходатайства по делам церковным и государственным. Особенно замечательно путешествие его в 1375 году, предпринятое им по приглашению самого хана Чанибека. Жена ханова Тайдула три года была крайне больна и лишилась наконец зрения. Никакие лекарства не пособляли. Между тем слухи о святой жизни русского первосвятителя и о силе его молитв пред Богом достигли улусов татарских. Царь и царица решились обратиться к его молитвенной помощи. Явилось нечаянное посольство в Москву к великому князю с письмом от хана. «Мы слышали, — писал хан, — что есть у вас служитель Божий, которому Бог ни в чём не отказывает, о чём бы он ни попросил Его. Отпустите его к нам, и, если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите, пойду на вас войною». Великий князь умолял святителя исполнить волю хана. Предстояло великое испытание вере его, но он не поколебался в уповании на Господа и немедленно стал собираться в путь. Он со всем клиром пришёл в Успенский собор для пения напутственного молебна пред гробом чудотворца Петра, митрополита, и по вере своей ещё во время молебна удостоился видеть ободрительное для себя знамение: свеча у раки св. Петра, митрополита, зажглась сама собою. Утешенный сим знамением, святитель Алексий раздробил свечу на части, роздал народу на благословение, а оставшуюся часть взял с собою и отправился в путь. В орде его встретил сам хан с великою честью. Святитель пришёл к болящей и при совершении молебствия зажёг свечу, сделанную из воска той, которая сама зажглась пред ракой святителя Петра, освятил воду, и, когда покропил водою царицу, она немедленно прозрела. Чудо поразило всех, и хан, щедро одарив чудотворца и всех спутников его, отпустил их с миром. Памятником исцеления Тайдулы служит сохранившийся доселе в патриаршей ризнице перстень, дарованный святителю благодарною царицею, но преимущественно Чудов монастырь. Он основан святителем Алексием в Московском Кремле, на месте татарского подворья, пожалованного ему Тайдулой в благодарность за её исцеление. Чудовым этот монастырь назван потому, что в нём храмовой праздник посвящён памяти чуда св. Архистратига Михаила в Колоссаях 6-го сентября, п. ч. в этот день святитель исцелил татарскую царицу и смиренно отнёс чудо сего исцеления к предстательству Архистратига.

Итак, Чудов монастырь напоминает нам о чудесном событии в жизни святителя Алексия, a место, на котором монастырь воздвигнут, напоминает о времени татарского ига. Это же иго напоминает нам, братия, о другом иге, под которым доселе стонут единоверные нам христиане в Турции. Тяжко было иго татарское, тяготевшее над Русью больше двухсот лет; но оно гораздо легче в сравнении с турецким владычеством над христианами. Татары, покорив русских, поселились не в среде их, а по соседству с ними в приволжском крае и давали чувствовать тяжесть своего господства больше издали, чем вблизи: они ведались с нами посредством наших же князей и, довольствуясь данью, не вмешивались во внутренне наши порядки, церковные и гражданские, и ханы татарские даже были милостивы к церкви и служителям её. Татары страшны были только во время своих опустошительных набегов, повторявшихся не раз, а в другое время мало тревожили нас. Не таковы отношения турок к порабощённым странам. Они живут вместе с покорёнными туземцами, находятся в непрерывных столкновениях с ними и на каждом шагу дают им чувствовать своё преобладание, свою крайнюю несправедливость, свою бесчеловечную жестокость к ним. Не только турецкие власти, но и каждый турок безнаказанно может ограбить христианина, опозорить его и его жену, и дочь, даже убить. Благодарение Господу, на наших глазах теперь совершается освобождение христиан от власти турецкой. Война, предпринятая нами с сею целью, как всем известно, увенчалась успехом. Идут переговоры о мире. Нам остаётся только усердно молиться Господу, чтоб эти переговоры привели к прочному миру, обеспечили коренное улучшение участи христиан и нам не нужно было бы вперёд вновь поднимать оружие в защиту их. Нужно молиться также о том, чтобы нашим западным недоброжелателям своими кознями не удалось отнять или уменьшить плоды наших побед, купленных беспримерным мужеством и обильно пролитою кровью наших воинов, и помешать заключению прочного мира.

Приближаясь ко времени поста и покаяния, мы не можем не перенести мыслей наших от татарского и турецкого порабощения к порабощению другого рода — греховному. Ибо всяк «творяй грех раб есть греха». Сама Св. Церковь напоминает нам об этом рабстве пением на утрене сегодня 136-го псалма «На реках вавилонских». В порабощении вавилонском, которое оплакивают в сем псалме иудеи, она научает нас видеть образ бедственного нашего состояния под игом греха и плакать о сем так же горько, как горько плакали о своём пленении иудеи на реках вавилонских. Но недостаточно только плакать о нашем греховном рабстве — надобно прилагать деятельные усилия к свержению его. В чём они должны состоять? В том же, что сделано для свержения ига татарского и турецкого. Без войны с поработителями нельзя было свергнуть это иго. Подобно сему и каждый из нас, если желает избавиться от ига греховного, должен вести беспощадную войну с врагами своего спасения — с внутренними греховными искушениями и внешними соблазнами. Эти враги хуже татар и турок, ибо грозят погубить наши души. Война с врагами гражданской свободы оканчивается миром; но с духовными врагами нашего спасения мира никогда не должно быть, война с ними должна продолжаться до гроба и с особенною настойчивостью и самоотвержением должна быть ведена во дни наступающего поста и покаяния. Для успеха наших усилий в этой войне нужна благодатная помощь Божия, которая испрашивается молитвою. Пример пророков Даниила и Иеремии, молившихся о прекращении вавилонского плена и услышанных от Господа, показывает, что и наши молитвы о помощи на брани с врагами нашего спасения будут услышаны Господом и низведут нам свыше победу над ними, если только будут соединены с крепкими с нашей стороны подвигами борьбы с этими врагами.

12-го февраля 1878 г.