Слово архимандрита Луки (Пинаева) в неделю 25-ю по Пятидесятнице
О милосердном самарянине
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В нынешний воскресный день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование о милосердном самарянине. Это повествование нам хорошо знакомо. Суть его состоит в том, что несчастному человеку, правоверному иудею, иерусалимлянину, погибающему на пути, израненному и ограбленному, оказывается помощь. Причем оказывает эту помощь случайный путник, человек, чуждый ему по вере и убеждениям. Вероятно, разум говорил этому человеку: оставь его, пройди мимо, что тебе до него? Но голос сердца говорил ему другое: «Помоги!» И он помог. Даже из практических соображений он поступил правильно. Ведь каждый из нас может оказаться в таком положении, и если мы не будем помогать в таких случаях, то нам тоже могут когда-то не помочь, а пройти мимо, как это сделали упомянутые представители ветхозаветного священства.
Обычно, чтобы побудить в таких случаях к гуманным поступкам, указывают на общечеловеческие ценности. И это хорошо. Дай Бог, чтобы это вдохновляло и приносило свои плоды.
Но хочется обратить внимание на другое. Господь, предлагая эту притчу, имел в виду более важный момент. Он указал на религиозную, духовно нравственную сторону этого поступка. Христос хотел указать, что помощь ближнему должна проистекать из сердца, из закона духовно-нравственной жизни. И этим законом является любовь — как высшая христианская добродетель. Более того, Христос говорит, что любовь к ближнему связана со своим источником — любовью к Богу. Таким образом, Христос указывает на религиозную природу любви, которая отличается от всех других видов любви, свойственных человеку. Духовная любовь это не эрос Платона и не чувственное влечение Фрейда. Евангелие говорит, что это дар Святого Духа.
Кроме того, любовь к ближнему имеет глубокую онтологическую связь и понять это можно только в плане духовного всеединства человеческого рода.
Святитель Григорий Нисский называл Адама «все-человеком». Это духовное единство идеально выражено в духовном организме — теле Церкви Христовой, когда, по слову Священного Писания, боль и страдания одного члена Церкви отражаются на всех других (Ср.: 1 Кор. 12, 26).
При таком понимании качественно меняется отношение к любому страждущему человеку, вне зависимости от его мировоззрения, национальной принадлежности и внутреннего состояния. Нужно отметить еще и то, что в силу своего Божественного происхождения каждый человек оказывается потенциальным носителем духовно-нравственных ценностей, потому что является обладателем бессмертной, души, то есть носит в себе как бы частицу Божества.
В таком случае, каждый человек есть действительно наш ближний, дорогой нашему сердцу человек. И мы поэтому должны не просто помогать, совершая внешний поступок, а это должен быть акт любви, вытекающий из глубокого чувства сострадания, сопереживания и личного самопожертвования. В высшем понимании этот поступок — есть подвиг.
Нет больше той любви, — говорит Евангелие, — как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Самопожертвование — высший дар любви.
Явить такую любовь может не каждый, но, тем не менее, всякий человек призван реализовать себя как личность, как член Царствия Божия, стремясь к посильным для себя добродетелям. Но это не так просто. На этом пути есть препятствия. Духовный опыт Церкви говорит нам, что одним из этих препятствий является поврежденная грехом природа самого человека. Страсти являются преткновением на пути добродетельной жизни. И здесь христианина ожидает трудная борьба. Епископ Феофан Затворник говорит: «К любви приходят чрез борьбу со страстями; бороться со страстьми начинают после покаяния; в покаяние приходят от страха Божия; страх же Божий рождается от искренней веры. Вот неизменный путь к любвим».
Скажем более, путь к любви через преодоление страстей — это православный путь спасения, коренным образом отличающий его от католического и протестантского путей спасения, не говоря уже о нехристианских религиях Востока.
Сам Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, от начала и до конца прошел этот путь борьбы, явив в Себе Самом величайшую Жертву в истории человечества. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Каждый из нас должен ответить на эту любовь своей любовью к Богу и своему ближнему, и на примере милосердного самарянина на всех путях своей жизни являть пример помощи и сострадания ко всем несчастным и обездоленным, которые находятся рядом с нами.
Такова заповедь Христа Спасителя. Аминь.
Данилов монастырь, Москва.
О милосердном самарянине
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В нынешний воскресный день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование о милосердном самарянине. Это повествование нам хорошо знакомо. Суть его состоит в том, что несчастному человеку, правоверному иудею, иерусалимлянину, погибающему на пути, израненному и ограбленному, оказывается помощь. Причем оказывает эту помощь случайный путник, человек, чуждый ему по вере и убеждениям. Вероятно, разум говорил этому человеку: оставь его, пройди мимо, что тебе до него? Но голос сердца говорил ему другое: «Помоги!» И он помог. Даже из практических соображений он поступил правильно. Ведь каждый из нас может оказаться в таком положении, и если мы не будем помогать в таких случаях, то нам тоже могут когда-то не помочь, а пройти мимо, как это сделали упомянутые представители ветхозаветного священства.
Обычно, чтобы побудить в таких случаях к гуманным поступкам, указывают на общечеловеческие ценности. И это хорошо. Дай Бог, чтобы это вдохновляло и приносило свои плоды.
Но хочется обратить внимание на другое. Господь, предлагая эту притчу, имел в виду более важный момент. Он указал на религиозную, духовно нравственную сторону этого поступка. Христос хотел указать, что помощь ближнему должна проистекать из сердца, из закона духовно-нравственной жизни. И этим законом является любовь — как высшая христианская добродетель. Более того, Христос говорит, что любовь к ближнему связана со своим источником — любовью к Богу. Таким образом, Христос указывает на религиозную природу любви, которая отличается от всех других видов любви, свойственных человеку. Духовная любовь это не эрос Платона и не чувственное влечение Фрейда. Евангелие говорит, что это дар Святого Духа.
Кроме того, любовь к ближнему имеет глубокую онтологическую связь и понять это можно только в плане духовного всеединства человеческого рода.
Святитель Григорий Нисский называл Адама «все-человеком». Это духовное единство идеально выражено в духовном организме — теле Церкви Христовой, когда, по слову Священного Писания, боль и страдания одного члена Церкви отражаются на всех других (Ср.: 1 Кор. 12, 26).
При таком понимании качественно меняется отношение к любому страждущему человеку, вне зависимости от его мировоззрения, национальной принадлежности и внутреннего состояния. Нужно отметить еще и то, что в силу своего Божественного происхождения каждый человек оказывается потенциальным носителем духовно-нравственных ценностей, потому что является обладателем бессмертной, души, то есть носит в себе как бы частицу Божества.
В таком случае, каждый человек есть действительно наш ближний, дорогой нашему сердцу человек. И мы поэтому должны не просто помогать, совершая внешний поступок, а это должен быть акт любви, вытекающий из глубокого чувства сострадания, сопереживания и личного самопожертвования. В высшем понимании этот поступок — есть подвиг.
Нет больше той любви, — говорит Евангелие, — как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Самопожертвование — высший дар любви.
Явить такую любовь может не каждый, но, тем не менее, всякий человек призван реализовать себя как личность, как член Царствия Божия, стремясь к посильным для себя добродетелям. Но это не так просто. На этом пути есть препятствия. Духовный опыт Церкви говорит нам, что одним из этих препятствий является поврежденная грехом природа самого человека. Страсти являются преткновением на пути добродетельной жизни. И здесь христианина ожидает трудная борьба. Епископ Феофан Затворник говорит: «К любви приходят чрез борьбу со страстями; бороться со страстьми начинают после покаяния; в покаяние приходят от страха Божия; страх же Божий рождается от искренней веры. Вот неизменный путь к любвим».
Скажем более, путь к любви через преодоление страстей — это православный путь спасения, коренным образом отличающий его от католического и протестантского путей спасения, не говоря уже о нехристианских религиях Востока.
Сам Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, от начала и до конца прошел этот путь борьбы, явив в Себе Самом величайшую Жертву в истории человечества. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Каждый из нас должен ответить на эту любовь своей любовью к Богу и своему ближнему, и на примере милосердного самарянина на всех путях своей жизни являть пример помощи и сострадания ко всем несчастным и обездоленным, которые находятся рядом с нами.
Такова заповедь Христа Спасителя. Аминь.
Данилов монастырь, Москва.