Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова) (+2014г.) в день святой равноапостольной Марии Магдалины
2024-08-07 21:19
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая мироносица, равноапостольная Мария Магдалина, память коей совершается ныне, мироносицею называется потому, что была в числе жен, приходивших ко Гробу Иисуса Христа, чтобы помазать миром пречистое тело Его, равноапостольною потому, что она, так же, как и апостолы, проповедовала имя Христово и учение Его, а Магдалиною — по месту рождения в Сирии, в городе Магдале. Она глубоко была признательна Иисусу Христу за исцеление от беснования. Она принадлежала к числу женщин, которые следовали за Иисусом Христом во время Его служения роду человеческому, и любила Его так, что не убоялась стоять при Кресте с Материею Божией во время распятия Господа. По Воскресении Господа она и другие жены ходили ко гробу, чтобы помазать тело Его драгоценным миром. За это и Господь наградил ее тем, что по воскресении Своем, после Божией Матери, явился ей прежде всех и повелел ей возвестить ученикам Своим о Своем Воскресении.
По Вознесении Господнем Мария, с Пресвятой Богородицею и с апостолами, пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедовала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о Воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над Иисусом Христом: при этом, говорят, Мария поднесла Тиверию красное яйцо, как символ возрождения к новой жизни. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и там, до самой кончины, помогала святому евангелисту Иоанну Богослову в трудах благовествования. В пятом веке, при императоре Льве, мощи ее перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в монастыре святого Лазаря.
История Святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивою жизнью.
Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространила веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарею, предвещающею восход солнца; князь Владимир, введший христианство, предрасположен был к этому княгинею Ольгою. По свидетельству святого Григория Богослова, мать его — святая Нонна — не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько, по заповеди апостола Христова о супружестве, повиновалась своему мужу, столько же не боялась поучать его — в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света, но настойчивость любви нежной матери его — Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы — спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светлые столпы Православия — богомудрые отцы и учители Церкви — не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.
Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира — указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солию земли — предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христове все, без различия пола (Гал. 3, 28), — и мужи, и жены — могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (Мф. 5, 19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих — семействах и обществе, — могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, будут прославлять Отца нашего Небесного; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама по себе не ведает учения Евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, — от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.
Еще плодотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как бесценный дар Божий, памятуя, что за них она должна будет воздать ответ в день судный... И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, — для вечности, необходимое всегда и во всем. А нравственное воспитание детей — никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, насколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; и своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, — к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются со своими полунемыми вопросами. В свою очередь, мать более всего любит детей своих; а для любви не тяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености... Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним, — все это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усвояют неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западают в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда все святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет их от конечной погибели, — а поднимает их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняет человека, как ангел хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, которой судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем Матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать к нему названия.