Проповеди

Слово митрополита Иоанна (Разумова), Псковскаго и Порховского (+1990г.) на день пророка Божия Илии

2024-08-02 06:52
Дорогие братия и сестры!

Сколько замечательных подробностей сохранила до нашего сведения Библейская история жизни пророка Илии. По выражению Сираха, св. Илия был как огонь и слово его горело, как светильник (Сираха 28, 1). Много сказано в Писании прежде всего о молитве св. пророка Илии необычайно сильной. Он едва трижды воззвал ко Господу, простершись над мертвым отроком, сыном вдовы Сарептской, со словами: «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него», — как мертвый ожил (3 Царств. 1, 21-22). На горе Кармиле во время приношения вечерней жертвы св. Илия воззвал ко Господу: «”Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня ныне в огне, услышь меня, Господи, да познают в сей день люди сии, что Ты един Бог в Израиле. И Ты обратишь сердце их к Тебе”. И нисшел огнь Господень, пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах и поглотил воду, которая во рве» (3 Царств. 18, 36-38). Прося Бога о даровании дождя, св. пророк Илия лишь наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими, как поднялось от моря дождевое облако (3 Царств. 17, 42-44). Небо стало мрачно от туч, и пошел сильный дождь (3 Царств. 19, 45). Так велика, могуча пред Богом была пророческая молитва. Показывая во св. пророке Илии примерного молитвенника, св. Церковь предносит нам образец живого молитвенного хождения пред Богом в его лице. Взирая благоговейно на пророка, мы не можем не сознаться, что при всей своей духовной слабости мы не лишены счастья молитвою любви соединяться с Богом в клети своего сердца, носить в себе Его силу и почерпать в ней свое успокоение, как в высшем благе. Бог прилепляется к прилепляющимся к Нему и Себя им представляет. Как начинающие изучение науки молиться Богу, не перестанем во всех делах призывать болезненно и сокрушенно Всесвятое и сладчайшее имя Господа Иисуса Христа по преимуществу краткими молитвенными общениями. Только в кратких воззваниях ум наш сохраняет нерассеянность, а сердце теплоту. Примеры таких новочальных угодных Богу молитв дают нам хананеянка и благоразумный разбойник. Они услышаны были Богом Спасителем после краткой молитвы, но соединенной с движением чувства. Первую искру семени молитвенного чувства к Богу дают таинства исповеди и св. причащения. Здесь мы приобретаем основы настроения пред Богом хвалебно-благодарственного и сокрушенно-смиренного. Далее словами кратких молитв эта искра, как ветром или дровами, подкладываемыми в печь, раздувается и усиливается. Чем чище сердце, тем светлее чувство к Богу. У чистого сердца молитвенное чувство к Богу становится пламенным, как у пророка Божия Илии. Следовательно, молитва показывает разное наше отношение к Богу, потому что мы относимся к Богу так же, как молимся. Сила молитвы не в словах, а в теплоте чувств к Богу, т.е. чувств веры, преданности, любви и упования. В напряжении Благоговейно и Благопреданно откликаться сердцем на молитвенные слова заключается главный наш труд. Чтобы глубже сочетаться с Господом умом и сердцем чрез молитву, требуется не позволить мыслям блуждать и рассеиваться при произнесении молитв, укорять себя за нестроение и возвращать постоянно сердце к словам молитвы. Никто, молясь, да не считает в себе молитву установившейся, но пусть всякий раз молится так, как если бы до этого времени никогда не маливался, как должно, но в первый раз делал опыт истинной молитвы.

Описанный путь молитвенного стояния пред Господам сосредотачивает человеческое внимание в сердечной области, рождает здесь сначала кровяную теплоту, а после благодатную и ощущение любви к нам Господа. На Божию любовь душа молящегося отвечает взаимной любовью. Взор ума оттого делается ясным к озарению своих недостатков и просвещенным. Душа перестает надеяться на себя, по поводу всего взывает к Богу о помощи, получает ее и ходит всегда пред Господом, как пророк Илия. Любимым выражением пророка, между прочим, было такое: «Жив Господь Бог мой, пред которым я стою». Главным и для нас в молитвенном подвиге должно быть: стоять и ходить пред Богом с вопиянием к Нему из сердца. Принуждение себя с Господом жить и делать, спать и бодрствовать, трудиться и отдыхать отгоняет все греховное от души, делает трудное исполнимыми избавляет от недостатка во всем добром, по слову Господа: «Кто будет во Мне, и Я с нем, тот сотворит плод мног, потому что без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Поэтому пророки постоянно внушали своим современникам: «Взыщите Бога, взыщите всегда Его Лице». Призывание Бога от сердца прекращает бурление в нас помыслов, наподобие тога как «стал ток крови» у исцеленной Спасителем жены кровоточивой (Лк. 8, 44). У согретого душой молитвенника мысли перестают толкаться над чувствами сердца, как столбики комаров в жаркую погоду. Пред Богом такая душа начинает стоять благоговейно и с любовию, как невеста, тепло помышляющая о женихе.

Будем же усовершаться, расти в молитвенном настроении при работе тела и умственных занятиях каждого дня. И молитва да будет для нас, так же как и для славного пророка Илии, светильником к небу, бичом против страстных похотений, печатью Христовой, хождением пред Богом, словесными или беззвучными припаданиями к Спасителю в смиренно-покаянных чувствах, радостью и небесным утешением во веки веков.


Аминь.