Слово архимандрита Лаврентия (Постникова) (+2020г.) в день священномученика Гермогена, патриарха Московского
Ревность о Господе
Погоня за мирским, подражание миру и его соблазнам, — не признак ли это того, что люди, увлекаясь только земной суетой, становятся гражданами земли, но ни в коем случае неба, которое уготовано праведникам и которое находится в мире света и правды, в мире духа и любви, в мире простоты и духовной красоты.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), — говорит Господь. А святой апостол Павел разъясняет: оно есть мир, любовь и радость о духе Святе (Рим. 14, 17). И Христос перед Преображением говорил своим ученикам, что некоторые из здесь стоящих увидят Царство Небесное, пришедшее в силе, еще до смерти. Действительно, трое из них на горе Фаворской увидели Господа Преображенным, из Которого исходил свет, да и одежды сияли как снег, и они не могли смотреть на него и пали ниц. Хотя они и пали от страха, но прежде переживали такую необыкновенную радость, что апостол Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Вот этого-то блаженного состояния всегда и ищет человек века, но часто не там, где нужно — не в послушании Богу, в молитве, трудах и подвигах во славу Божию и на благо людям, — но только в житейском, видимом мире.
Не гоняйся, человек, за приманкой, ищи не внешнего, а внутреннего; не земного, а небесного; «ищи прежде Царства Небесного и правды его, а остальное приложится тебе», — говорит Господь (Мф. 6, 33).
Именно такой жизнью и жил преподобный Сергий, за что ему было многое открыто Богом в мире. Он видел скорби своего народа от ига татарского, видел и его мощь в единстве православного духа.
Несмотря на иго инославных, платя им дань, живя под страхом нашествий, которые часто оканчивались пеплом от сожженных жилищ и поселений, русский человек устремлял свои взоры и сердца к Богу — единому защитнику и покровителю, и Царице Небесной.
Русский народ умалил Господа, Который послал избавителя в лице преподобного Сергия и великого князя Московского Димитрия. Преподобный Сергий смог объединить враждовавших князей вокруг Москвы, а Димитрий, получив от него здесь, в храме Живоначальной Троицы, предсказание о гибели врага, разбил его. О Донском сражении знает, можно сказать, каждый русский человек. Куликово поле с ее памятниками поныне стоит и свидетельствует о прошлом и героях, связанны с жизнью преподобного Сергия и этой обители. После смерти преподобный опять является защитником Родины во времена нашествия поляков. Он видимо, на глазах врагов, окружавших Лавру, окроплял стены обители святой водой и, кадя, наводил на них страх. Или он неоднократно являлся пономарю Иринарху и говорил о тех уязвимых местах, где поляки рассчитывали прорваться в монастырь. И здесь победа была одержана благодаря помощи Божией в лице преподобного и единства духа народа. В данный момент дух народа поддерживал еще живой мученик святитель Гермоген, патриарх Московский, который из подземелья Чудова монастыря писал грамоты к народу, призывая стоять за веру и Отечество. Эти грамоты переписывались здесь, в стенах монастыря, монахами и рассыпались в отдаленные уголки Родины. На них откликнулись вожди Минин и Пожарский, и Россия была освобождена от врага.
Благодаря подобным героям, подвижникам и мученикам за веру и Отечество, стоит наше государство и будет стоять до тех пор, пока в сердцах людей будет теплиться дух православия и вера в Господа, вера в иную лучшую жизнь. Эта вера в своего Творца необходима, потому что от Него истоки жизни и ее полноты. И, наоборот, без Бога и веры в Него происходит опустошение души, разлад в жизни, отупение ума, одно лишь стремление к удовлетворению низменных потребностей, а отсюда и самоуничтожение, ибо грех несет смерть, как и сказано у святых отцов: «Кто чем согрешает, тот тем и наказывается». Живя только по плоти, человек никогда не найдет покоя, ибо дела плоти известны, по слову апостола: «они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинства и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21). К подобным поступкам в большинстве случаев стремятся только те, которые считают себя хозяевами земли, не признающими не только Бога, но и всякое требование морального и нравственного закона. Можно ли ожидать от подобных людей благополучия, как лично для них, так и благополучия семейного, общественного? Нет. Это люди разлада и вражды.
А ведь человек, как создание Божие, поначалу получил возможность подражать благости Божией в умеренности, благочестии, справедливости.
Но он переступил границы в подражании и захотел соревноваться с Богам не в добродетели, а в достоинстве властительства. В этом именно и обманул его змей, говоря, «в какой день вкусите от плода дерева, будете как боги, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3, 5). Вкусили, потеряли бессмертие, увидели только свою наготу и неумолимый суд совести, осуждающий как преступников и ослушников воли Творца.
Тогда диавол соблазнил людей вкусить от плода, обещав власть божескую: «будете как боги». Вкусили и получили не власть, а горечь греха преслушания. Человек был «изгнан» из рая. Теперь этот древний змий внушает многим людям быть единственными хозяевами земли, услаждая их мятущийся дух всевозможными открытиями видимого мира, приписывая их только одному разуму человека и его способностям, исключая Творца. Человек, увлекшись обманом, приписывает всё себе и впадает в страшный круговорот страстей и пороков. Об этом говорит и святой Иоанн Златоуст: «Смертная природа, стремясь к невозможному, вопреки воле Божией, теряет разум. И вот пал он, а за падением появилось множества ран: идолослужение, блуд, прелюбодеяние, корыстолюбие и тому подобное. И пал человек глубоко, поправ печать образа Божия, от нерадения; пал до такой степени, что приложился скотом несмысленным и уподобился им».
По неразумию своему современный человек порой отстаивает свои права на исполнение своих животных потребностей с нарушением закона Божия и повиновения Ему, с нарушением устоев Церкви, основанной Самим Господом нашим Иисусом Христом. Отстаивает желания своей души, а не думает о том, что хочет Бог. Но, исполняя желания своих собственных измышлений, не исследуя того, что от Бога, он блуждает по водам пустыни. Те, которые отстаивают нравящиеся им человеческие измышления, избирают себе «авторитетных» учителей по своим похотям, притом обычно не из числа людей благочестивых и рассудительных, а людей невежественных, гордых, властолюбивых и грехолюбивых. Им не нужна Церковь, не нужен Бог.
А Богу угодны только люди, которые живут по Закону Божию, живут не по плоти, а по духу. Вот какой жизни должен следовать человек и всячески избегать тщеславия, раздражения, зависти; согрешающего исправлять в духе кротости, со строжайшим наблюдением за самим собой, чтобы не быть искушаемым. Но всегда носить бремена друг друга и так исполнять закон Христов (Гал. 5, 26; 6, 1-2).
Для такой жизни не много требуется. Память о Творце. Скромное смотрение на самого себя. Повиновение Богу и Святой Церкви. Забота о ближнем с самопожертвованием. С таким самопожертвованием, какое имел Господь за весь род человеческий; мученики и угодники Божии за Славу Божию и Церковь; Патриарх Гермоген и преподобный Сергий, ныне прославляемый, Димитрий Донской и Пересвет и Ослябя и вожди Минин и Пожарский с их ополчением за Россию.
Постараемся при воспоминании великих людей подражать их образу жизни и хранить свою православную веру и любовь к своему Отечеству, не взирая ни на какие происки врага, стоять в этом, помня слова святого апостола Павла: «Братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господем» (1 Кор. 15, 58).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Ревность о Господе
Погоня за мирским, подражание миру и его соблазнам, — не признак ли это того, что люди, увлекаясь только земной суетой, становятся гражданами земли, но ни в коем случае неба, которое уготовано праведникам и которое находится в мире света и правды, в мире духа и любви, в мире простоты и духовной красоты.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), — говорит Господь. А святой апостол Павел разъясняет: оно есть мир, любовь и радость о духе Святе (Рим. 14, 17). И Христос перед Преображением говорил своим ученикам, что некоторые из здесь стоящих увидят Царство Небесное, пришедшее в силе, еще до смерти. Действительно, трое из них на горе Фаворской увидели Господа Преображенным, из Которого исходил свет, да и одежды сияли как снег, и они не могли смотреть на него и пали ниц. Хотя они и пали от страха, но прежде переживали такую необыкновенную радость, что апостол Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Вот этого-то блаженного состояния всегда и ищет человек века, но часто не там, где нужно — не в послушании Богу, в молитве, трудах и подвигах во славу Божию и на благо людям, — но только в житейском, видимом мире.
Не гоняйся, человек, за приманкой, ищи не внешнего, а внутреннего; не земного, а небесного; «ищи прежде Царства Небесного и правды его, а остальное приложится тебе», — говорит Господь (Мф. 6, 33).
Именно такой жизнью и жил преподобный Сергий, за что ему было многое открыто Богом в мире. Он видел скорби своего народа от ига татарского, видел и его мощь в единстве православного духа.
Несмотря на иго инославных, платя им дань, живя под страхом нашествий, которые часто оканчивались пеплом от сожженных жилищ и поселений, русский человек устремлял свои взоры и сердца к Богу — единому защитнику и покровителю, и Царице Небесной.
Русский народ умалил Господа, Который послал избавителя в лице преподобного Сергия и великого князя Московского Димитрия. Преподобный Сергий смог объединить враждовавших князей вокруг Москвы, а Димитрий, получив от него здесь, в храме Живоначальной Троицы, предсказание о гибели врага, разбил его. О Донском сражении знает, можно сказать, каждый русский человек. Куликово поле с ее памятниками поныне стоит и свидетельствует о прошлом и героях, связанны с жизнью преподобного Сергия и этой обители. После смерти преподобный опять является защитником Родины во времена нашествия поляков. Он видимо, на глазах врагов, окружавших Лавру, окроплял стены обители святой водой и, кадя, наводил на них страх. Или он неоднократно являлся пономарю Иринарху и говорил о тех уязвимых местах, где поляки рассчитывали прорваться в монастырь. И здесь победа была одержана благодаря помощи Божией в лице преподобного и единства духа народа. В данный момент дух народа поддерживал еще живой мученик святитель Гермоген, патриарх Московский, который из подземелья Чудова монастыря писал грамоты к народу, призывая стоять за веру и Отечество. Эти грамоты переписывались здесь, в стенах монастыря, монахами и рассыпались в отдаленные уголки Родины. На них откликнулись вожди Минин и Пожарский, и Россия была освобождена от врага.
Благодаря подобным героям, подвижникам и мученикам за веру и Отечество, стоит наше государство и будет стоять до тех пор, пока в сердцах людей будет теплиться дух православия и вера в Господа, вера в иную лучшую жизнь. Эта вера в своего Творца необходима, потому что от Него истоки жизни и ее полноты. И, наоборот, без Бога и веры в Него происходит опустошение души, разлад в жизни, отупение ума, одно лишь стремление к удовлетворению низменных потребностей, а отсюда и самоуничтожение, ибо грех несет смерть, как и сказано у святых отцов: «Кто чем согрешает, тот тем и наказывается». Живя только по плоти, человек никогда не найдет покоя, ибо дела плоти известны, по слову апостола: «они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинства и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21). К подобным поступкам в большинстве случаев стремятся только те, которые считают себя хозяевами земли, не признающими не только Бога, но и всякое требование морального и нравственного закона. Можно ли ожидать от подобных людей благополучия, как лично для них, так и благополучия семейного, общественного? Нет. Это люди разлада и вражды.
А ведь человек, как создание Божие, поначалу получил возможность подражать благости Божией в умеренности, благочестии, справедливости.
Но он переступил границы в подражании и захотел соревноваться с Богам не в добродетели, а в достоинстве властительства. В этом именно и обманул его змей, говоря, «в какой день вкусите от плода дерева, будете как боги, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3, 5). Вкусили, потеряли бессмертие, увидели только свою наготу и неумолимый суд совести, осуждающий как преступников и ослушников воли Творца.
Тогда диавол соблазнил людей вкусить от плода, обещав власть божескую: «будете как боги». Вкусили и получили не власть, а горечь греха преслушания. Человек был «изгнан» из рая. Теперь этот древний змий внушает многим людям быть единственными хозяевами земли, услаждая их мятущийся дух всевозможными открытиями видимого мира, приписывая их только одному разуму человека и его способностям, исключая Творца. Человек, увлекшись обманом, приписывает всё себе и впадает в страшный круговорот страстей и пороков. Об этом говорит и святой Иоанн Златоуст: «Смертная природа, стремясь к невозможному, вопреки воле Божией, теряет разум. И вот пал он, а за падением появилось множества ран: идолослужение, блуд, прелюбодеяние, корыстолюбие и тому подобное. И пал человек глубоко, поправ печать образа Божия, от нерадения; пал до такой степени, что приложился скотом несмысленным и уподобился им».
По неразумию своему современный человек порой отстаивает свои права на исполнение своих животных потребностей с нарушением закона Божия и повиновения Ему, с нарушением устоев Церкви, основанной Самим Господом нашим Иисусом Христом. Отстаивает желания своей души, а не думает о том, что хочет Бог. Но, исполняя желания своих собственных измышлений, не исследуя того, что от Бога, он блуждает по водам пустыни. Те, которые отстаивают нравящиеся им человеческие измышления, избирают себе «авторитетных» учителей по своим похотям, притом обычно не из числа людей благочестивых и рассудительных, а людей невежественных, гордых, властолюбивых и грехолюбивых. Им не нужна Церковь, не нужен Бог.
А Богу угодны только люди, которые живут по Закону Божию, живут не по плоти, а по духу. Вот какой жизни должен следовать человек и всячески избегать тщеславия, раздражения, зависти; согрешающего исправлять в духе кротости, со строжайшим наблюдением за самим собой, чтобы не быть искушаемым. Но всегда носить бремена друг друга и так исполнять закон Христов (Гал. 5, 26; 6, 1-2).
Для такой жизни не много требуется. Память о Творце. Скромное смотрение на самого себя. Повиновение Богу и Святой Церкви. Забота о ближнем с самопожертвованием. С таким самопожертвованием, какое имел Господь за весь род человеческий; мученики и угодники Божии за Славу Божию и Церковь; Патриарх Гермоген и преподобный Сергий, ныне прославляемый, Димитрий Донской и Пересвет и Ослябя и вожди Минин и Пожарский с их ополчением за Россию.
Постараемся при воспоминании великих людей подражать их образу жизни и хранить свою православную веру и любовь к своему Отечеству, не взирая ни на какие происки врага, стоять в этом, помня слова святого апостола Павла: «Братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господем» (1 Кор. 15, 58).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра.