Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г.), в Рождественский пост
О Рождественском посте
Вот мы вступили в сорокадневный Рождественский пост.
Подобно Великому посту, готовящему нас к достойной встрече праздника Пасхи, — этот пост установлен для приготовления нас к благополучной, радостной, достойной встрече зимней Пасхи — Рождества Христова.
Иные, быть может, скажут, какой теперь пост? Конечно, при настоящих переживаемых условиях, при всякого рода ограничениях, перемена пищи скоромной на постную или воздержание от неё — не имеет уже такого значения, ибо мы и так все принуждены постоянно поститься и терпеть и голод, лишения, ограничения... все худеют и слабеют от недостатка нужного пропитания.
Но важнее поста телесного — пост духовны, «Постящеся телесно, постимся и духовно». Какой же это пост? Воздержание страстей, воздержание языка, воздержание от всякого зла, от вражды, злобы, от клеветы, от ссор и зависти и пр.
Всякий праздник есть, так сказать, пир веры — духовное торжество. А когда мы идём на какой-нибудь пир, то ведь мы стараемся почиститься, приодеться по-праздничному, заботимся о чистоте и украшении своей комнатки, жилища, одежды.... Теперь нет у нас возможности приобрести новое платье, но мы можем позаботиться об одежде нашей души, должны всю душу омыть и очистить. Чем её очищать? Вот чем: молитвою, постом, покаянием, св. тайнами. Если мы не будем об этом заботиться, то и радость будет не радость, праздник будет не праздник.
Праздник Рождества Христова, равно как и Пасха Христова —воспоминания особых благодеяний Божиих. Мы переживаем радость — почему? Потому, что эти события — явления великой любви, благости и милости Божией к роду человеческому: нас ради грешных, по любви к нам, Господь явился в образе человеческом, для просвещении нас проповедью евангельской, для совершения искупительной Жертвы — принятием крестной смерти ради нашей вечной жизни и вечного блаженства. Этих благодеяний мы не должны никогда забывать.
Мы неоплатные должники перед Богом. Чем возблагодарить нам Его за такую любовь? Что мы Ему принесём? Мы знаем, что волхвы принесли Ему в дар золото. На Богу не нужно наше золото.
А какая жертва Ему угодна? Вот что Ему нужно от нас: покаянное сокрушение сердца («жертва Богу дух сокрушен»), чистота душевная, смирение, воздержание от страстей: у каждого есть свои — у кого зависть, у кого ложь, клевета... А это от нас зависит — лгать или не лгать, ссориться или не ссориться, клеветать или не клеветать...
Но нужно помнить, что мы сами собой ни одной страсти не способны преодолеть без помощи Божией, а поэтому должны больше молиться, усерднее просить и обращаться к Богу, очищать и обновлять свою душу во врачебнице духовной — в св. тайнах, особенно через св. причастие. Мы обычна слишком легкомысленна относимся к своим слабостям, забывая, что они ведут к смертным грехам. Ап. Павел пишет, что ни один клеветник или злословящий не войдёт в Царствие Небесное.
А примеры мы видим из трогательного житии ныне празднуемого свят. Григория Неокессарийского, прозванного чудотворцем и «Вторым Моисеем» за необычайные его откровения.
1941 г.
О Рождественском посте
Вот мы вступили в сорокадневный Рождественский пост.
Подобно Великому посту, готовящему нас к достойной встрече праздника Пасхи, — этот пост установлен для приготовления нас к благополучной, радостной, достойной встрече зимней Пасхи — Рождества Христова.
Иные, быть может, скажут, какой теперь пост? Конечно, при настоящих переживаемых условиях, при всякого рода ограничениях, перемена пищи скоромной на постную или воздержание от неё — не имеет уже такого значения, ибо мы и так все принуждены постоянно поститься и терпеть и голод, лишения, ограничения... все худеют и слабеют от недостатка нужного пропитания.
Но важнее поста телесного — пост духовны, «Постящеся телесно, постимся и духовно». Какой же это пост? Воздержание страстей, воздержание языка, воздержание от всякого зла, от вражды, злобы, от клеветы, от ссор и зависти и пр.
Всякий праздник есть, так сказать, пир веры — духовное торжество. А когда мы идём на какой-нибудь пир, то ведь мы стараемся почиститься, приодеться по-праздничному, заботимся о чистоте и украшении своей комнатки, жилища, одежды.... Теперь нет у нас возможности приобрести новое платье, но мы можем позаботиться об одежде нашей души, должны всю душу омыть и очистить. Чем её очищать? Вот чем: молитвою, постом, покаянием, св. тайнами. Если мы не будем об этом заботиться, то и радость будет не радость, праздник будет не праздник.
Праздник Рождества Христова, равно как и Пасха Христова —воспоминания особых благодеяний Божиих. Мы переживаем радость — почему? Потому, что эти события — явления великой любви, благости и милости Божией к роду человеческому: нас ради грешных, по любви к нам, Господь явился в образе человеческом, для просвещении нас проповедью евангельской, для совершения искупительной Жертвы — принятием крестной смерти ради нашей вечной жизни и вечного блаженства. Этих благодеяний мы не должны никогда забывать.
Мы неоплатные должники перед Богом. Чем возблагодарить нам Его за такую любовь? Что мы Ему принесём? Мы знаем, что волхвы принесли Ему в дар золото. На Богу не нужно наше золото.
А какая жертва Ему угодна? Вот что Ему нужно от нас: покаянное сокрушение сердца («жертва Богу дух сокрушен»), чистота душевная, смирение, воздержание от страстей: у каждого есть свои — у кого зависть, у кого ложь, клевета... А это от нас зависит — лгать или не лгать, ссориться или не ссориться, клеветать или не клеветать...
Но нужно помнить, что мы сами собой ни одной страсти не способны преодолеть без помощи Божией, а поэтому должны больше молиться, усерднее просить и обращаться к Богу, очищать и обновлять свою душу во врачебнице духовной — в св. тайнах, особенно через св. причастие. Мы обычна слишком легкомысленна относимся к своим слабостям, забывая, что они ведут к смертным грехам. Ап. Павел пишет, что ни один клеветник или злословящий не войдёт в Царствие Небесное.
А примеры мы видим из трогательного житии ныне празднуемого свят. Григория Неокессарийского, прозванного чудотворцем и «Вторым Моисеем» за необычайные его откровения.
1941 г.