Слово иеромонаха Мефодия (Йогеля) (+1940г.) в неделю святых Праотец
Званые и избранные (Лк. 14, 16-24)
В предшествующий светлым рождественским праздникам один из воскресных дней св. Церковь предлагает нам в назидание Евангельскую притчу о званых на вечерю. «Человек некий, повествует евангелист, сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И возвратившись, раб тот донес господину своему. Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: Господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой; ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных.»
В этой притче раскрывает нам Господь печальную историю народа Израильского.
Народ Богоносец… Народ, которому первому надлежало наследовать открывшееся спасение, так трагично не понял и не узнал своего благословенного жребия. «Тайно образующе» была принесена великая жертва мироспасительной страсти.
И не с благоговейным поклонением, а с яростью и желчью толпилась иудейская чернь около великого жертвенника Нового Завета, на котором Сын Божий предал дух Свой Отцу…
Из многих званых оказалось мало избранных.
«Слава Израиля» о которой пророчествовал боговдохновенный старец Симеон, не привлекла к себе взоров Израильских вождей и старейшин, привыкших более блуждать по земле, нежели обращать очи свои к небу.
И неизбежное свершилось: наследники вечного спасения, ради полей, волов и взятой жены отказались от уготованной им Божественной вечери.
В Отчий дом на Отчую трапезу собрались те, кого, презирая, ненавидели и, ненавидя, презирали израильтяне, — народы языческие.
И из незваных вышли избранные.
Но как не раз говорили уже мы, братие, — Евангелие не историческая книга, а книга жизни, книга, вечно раскрывающая пред нами нашу жизнь. И особенно чувствуем мы это в только что прочитанной нами притче о званых и избранных. Ведь, и мы — званые. Званые на трапезу Божественного Жениха, в Его светлый и святейший Чертог нескончаемого ликования и радости.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
И не только «не погиб», но и вошел в радость и сделался Божьим другом — «вы друзья Мои», говорит Господь ученикам Своим на Тайной Вечери.
Но разве чувствуем мы радость небесного «звания», разве тоскуем по трапезе мира и благодати? Увы, христианский мир наших дней утратил святую тоску по горнему граду и весь погряз в Царстве какого-то духовного хаоса. Кто мы? Куда мы идем? Что ждем от нашего христианского упования? Едва ли многие из нас, «званых», способны дать ответ на эти вопросы.
И святая Церковь, носящая образ своего Небесного Жениха и Хозяина Божественной Вечери, зовет нас быть не только наследниками, но и обладателями вечных спасения и радости.
Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, — звучал некогда в Заиорданской пустыне, мощный, как порыв бурного ветра, призыв Предтечи.
«Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, — обращается и к нам ныне Святая Церковь, подготовляя нас к наступающим праздникам Рождества Бога-Слова, пришедшего в мир.
Христианский праздник — праздник любви и благодарения. Праздник живого обращения к Богу и сострадательного отношения к ближнему.
Принесем же и мы, братие, в наступающий праздник, дожить до которого да сподобит нас Господь, не наши обильные трапезы и праздное провождение времени, а живую и богоугодную жертву служения Богу и страждущему ближнему своему.
Только в этом откроется нам истинная радость христианского праздника. Только в этом увидим мы свет Вифлеемской звезды, услышим славословие ангелов.
И только тогда вместе с святителем Иоасафом Белгородским, каждый из нас от чистого сердца своего сможет воскликнуть: «да будет благословен день и час, в который Господь наш Иисус Христос родился меня ради!»