Проповеди

Проповедь протоиерея Сергия Правдолюбова в неделю о Страшном Суде

«Се день грядет Господа Вседержителя...»

Вспоминаем сегодня то, чего еще не было, что еще будет. У Бога нет времени — ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. У Него все — сейчас. И во время Божественной литургии священник говорит такие слова: вспоминая все о нас бывшее — Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное Пришествие... И это не ошибка, не опечатка древних переписчиков. Так написали святые отцы. И нам нужно учиться это воспринимать, хотя это и очень трудно. Церковь готовит нас к тому дню, который когда-то еще будет, но для нас он — сейчас.

Отходя на вольные страдания, Господь все открыл Своим ученикам, не скрыл ничего, никакой малости, не оставил ничего неясного, непросветленного, непонятного. И в этой простоте, в этой открытости кроется для нас некий соблазн, ведь люди привыкли к тайнам, к неведомому, сокрытому пеленой времени. Вот возьмите суд человеческий. Как люди переживают, как бы им хотелось знать, что скажет обвинитель, как поведут себя свидетели, как отнесется ко всему судья. И угадать ничего нельзя, и никто не может предсказать, чем дело кончится.

А Господь заранее все предсказал, и это из года в год повторяет Церковь в день воспоминания о Страшном Суде. Господь в деталях описал признаки наступления последних времен: оскудение веры и умножение беззаконий, стихийные бедствия, войны и страшные испытания, такие, что не спаслась бы от них никакая плоть, если бы Господь не сократил тех дней ради избранных Своих.

За что такие кары постигнут людей? Ведь Господь милостив и долготерпелив. Но люди будут в конце времен грешить так, что долготерпению Божию придет конец. Вспомните Всемирный потоп. Всю землю залил Господь водой, и только несколько праведников спаслись. Вспомните историю цивилизаций и культур. Сколько их погибло, когда народы перестали приносить духовный плод? Великая Византия погибла в один день. Молодой человек двадцати лет отроду, умный, образованный, сокрушил тысячелетнюю империю, и пала она, как колосс на глиняных ногах.

Где теперь Коринф? Где Херсонес? Одни руины остались от них, в которых роются археологи, чтобы восстановить хотя бы некоторые черты их былого величия. И когда грех на земле не оставит места добру, когда умножится беззаконие да какой-то ведомой одному Господу критической массы, кончится долготерпение Божие, и наступит последний день всей земли, и знамение силы Божией — Крест Христов — явится всем народам. Соберутся все жившие на земле и предстанут пред Грозным Судией, и мы услышим слова евангельские, которые читаются сегодня во всех православных храмах.

И мы каждый год слушаем эти слова — и не слышим. О сроках и приметах гадаем, а сделать то, что подсказывает нам Господь, все медлим, оставляем на потом. А будет ли для нас это потом? Успеем ли хотя бы раз в жизни совершить повеленное?

В том, что сказал Господь, какая простота, какая ясность! Вспомните сегодняшнее евангельское чтение: ... алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). И люди, представшие на Суд, с удивлением скажут: Господи, да не было такого, мы ни разу не видели Тебя — как мы могли сделать все это Тебе? (ст. 37-39.) И ответит Господь: истинно, истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (ст. 40).

Если бы мы до конца понимали смысл этих слов, то весь мир был бы иным. Как бы тогда можно было совершать что-либо недоброе по отношению к любому человеку, если Господь каждого назвал Своим младшим братом, Своей младшей сестрой? Возьмите простейшую ситуацию. В троллейбусе едете. В салоне тесно, стоять неудобно. И вот, кто-то наступает вам на ногу. Так естественно толкнуть его, выругать как следует (ведь нога-то может быть и больная, и наступить ведь могут остреньким таким каблучком)! А подумаешь, что это младший брат или младшая сестра Самого Господа тебе на ногу наступила — и ругаться уже не захочется, и добрые слова сами придут тебе на ум: ну, неудобно стоять человеку, оступился нечаянно, да и нога уже не болит. И везде, где мы бываем, нас окружают младшие братья и сестры Самого Христа. И значит, всегда и везде мы должны помнить об этом и поступать с ними, как заповедал Господь.

Вот о чем спросит нас Господь на последнем Своем Страшном Суде. Не спросит о том, как мы молились, как постились, какие подвиги совершили, каких вершин достигли. Нет, спросит только об одном: голодного — накормил? Жаждущего — напоил? Больного — посетил? В темницу — сходил? И так важно хотя бы один раз выполнить это, чтобы с полным правом сказать: да, Господи. Кажется, совсем просто, и мы все откладываем и откладываем —успеем еще. Не успеем! Потому что до конца так и не поняли, о чем сегодня говорит нам Господь.

Почему Суд Страшный? Потому что, как говорится в церковных песнопениях, книги разгибаются, и дела всех людей становятся явными, и некуда укрыться. И больше всех спросится с христиан — ведь они члены Церкви Христовой, Тела Христова. Потому Церковь напоминает нам перед Великим постом о страшном и грозном конце мира, когда каждому из нас придется дать отчет о содеянном и несодеянном. И в трепете и страхе мы сегодня говорим: Господи, пощади нас на Страшном Суде Твоем, прости нас, хотя бы наши добрые намерения прими и научи нас творить добрые дела, о которых мы слышали сегодня слова Твои. И тогда легче будет поститься, легче молиться и быть добрым делателем.

Вот почему Святая Церковь тревожит нас этим воспоминанием о будущем и еще и еще раз призывает к молитве: Господи, с левой стороны — ошуюю Тебя не поставь нас, сподоби встать справа — одесную Тебя вместе со всеми праведниками, которые оставили нам пример исполнения заповедей Твоих. Аминь.