Слово протоиерея Андрея Лемешонка в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
2024-06-02 14:48
Живая вода
На студенец яко прииде Господь, самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава Тебе. (Стихира на стиховне, глас 2)
Христос воскресе! Продолжается Пасха, и мы воюем за радость и надежду, которые слышатся в словах «Христос воскресе!». Мы хотим утвердиться в этой правде о Боге, о том, что Господь победил смерть. И, если будем с Богом, — сможем победить свое естество, больное, хромое, глухое, слепое, и жить с Богом вечно.
Господь учит нас одухотворять нашу жизнь, горе иметь сердца, но мы, рожденные на этой земле, так трудно воспринимаем все духовное! И вот сегодня в Евангелии самарянка говорит о воде, о колодце, о том, что у нее жажда, и ее надо утолить, а Господь говорит о воде, которая воскрешает человека и вводит в новую жизнь. Ученики — идут за едой, хотят накормить своего Учителя, а Господь предлагает другую пищу. Какую? Это Тело Мое, это Кровь Моя (ср.: Мф. 26, 26-28). Это уже другая жизнь, вечная. Но нам трудно это вместить, мы всё должны взвесить и измерить на весах этого мира. Господь хочет, чтобы мы стали способными вместить духовный смысл того, что происходит с нашей жизнью, чтобы мы смогли понять и вместить самое главное и не разменивались по пустякам...
Мы уже как бы вошли в храм, мы уже верующие, мы уже чувствуем, что здесь — правда жизни, что здесь есть то, чего нет нигде в мире. Но нужно утвердиться в этом, выйти из храма и посмотреть на свою жизнь уже по-другому: не опускаться в плоскость земных законов, а начинать новую жизнь. И тогда все вопросы исчезнут. А когда мы смешиваем духовное, душевное и телесное, то, конечно, у нас возникает тысяча вопросов, и мы запутываемся в них. Поэтому нужно доверять Богу, нужно принимать от Него то, что сегодня есть. Во всем нужно искать духовный смысл, а не человеческий, душевный, нужно оторваться от своей справедливости, от своих даров и приобретений, если это мешает идти за Христом. Трудно богатому войти в Царство Небесное. Трудно не потому, что деньги мешают. Деньги не мешают, просто человек боится потерять то, что имеет — вот что мешает. Человек чувствует, что он чего-то стоит, и от этого теряет покой.
Богатый — это и тот талантливый, который свой талант присваивает себе, а не в Бога богатеет. Вот у нас иконописец отец Сергий говорит, как бывает: «Человек начинает профессионально расти, у него получается все лучше и лучше, но внутренне он становится хуже...» Появляется самоуверенность. А когда человек видит свою вину, когда у него ничего не получается, когда он чувствует, что ни на что не способен; — он уже по-другому смотрит на этот мир и на своих близких, уже не свысока: «Смотрите, какой я герой, меня должны все ценить и уважать...»
Когда человек трудится для Бога, Бог ему может дать все. Но как только человек присвоит это себе и скажет: «Я незаменим, я неповторим, я луше всех» он все потеряет.
Какую истину мы открываем в храме? Просите, и дастся (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9). Но когда человек не сможет этот дар принять и достойно нести, зачем человека губить? Поэтому лучше быть последним. Не потому, что это тише, а просто потому, что ты не считаешь себя героем, не считаешь, что ты чего-то достоин, не судишься с Богом: «Почему Ты мне этого не даешь, ведь я столько для Тебя уже потрудился?» Как в евангельской притче старший сын — работал же, и хорошо работал, но у него не было этого чувства, что он служит Богу по любви. Он искал пира, награды. Его труд был корыстным. А младшему уже нечего было терять, он был блудный, и ему, кроме милости, уже ничего не оставалась. Он и на это не надеялся. А Господь дал ему сверх того (см.: Лк. 15, 11-32).
Чего мы хотим? Чтобы у нас была спокойная неделя, чтобы все было хорошо, все получалось, нас хвалили, и мы радовались... А хорошо ли это для нашего спасения? Поэтому мы все-таки должны задумываться о главном, ведь пройдет немного времени, и картины земные изменятся. Сейчас вот сады цветут, а мы смотрим вперед и думаем: «Листья уже скоро будут желтеть, опадать, опять снег выпадет...» Все вращается по кругу: дальше, дальше и вдруг — стоп! Мы останавливаемся: вот смертный одр. Святые отцы говорят «Думай о смерти, и не согрешишь, думай о последнем дне». Когда ты уйдешь с этой земли, с чем ты останешься? Что тебе понадобится в последний день, какие дары, какие приобретения? Ничего уже не нужно будет, кроме Бога в твоем сердце, благодати Святого Духа, веры и любви к ближнему. Нам этого сегодня катастрофически не хватает. Поэтому я не буду завидовать, если у человека полный карман долларов. Для верующего это не значит ничего, доллары с собой в вечность не заберешь!
Когда у человека в глазах жизнь — это красиво, когда у человека действительно есть вера — это красиво, это не купишь ни за какие деньги. И вот к этому мы с вами должны идти, к настоящим ценностям, а не к фальшивкам.
Этот мир подкладывает нам фальшивки: «Смотри, тебе это нужно, купи это!» Вот сестра пришла ко мне: «у меня была самая лучшая машина, я стала работать в храме, и у меня сейчас самая плохая машина... Ничего у меня не получается, все у меня плохо, все разваливается... Что я получила от Бога?» Да ты же получила все, что можно было получить! Увидела, что все машины ломаются, что вся одежда рано или поздно ветшает, что здоровье рано или поздно расстраивается, что вообще нет надежды на какие-то человеческие силы — все окажется на свалке времени. Ты сейчас должна делать самое главное — жить с Богом и за это держаться руками, ногами, зубами. Всем, чем хотите, держитесь за Бога! Сегодня так, а завтра все изменится, завтра, может быть, вообще нечего будет кушать. Но мы знаем, что не хлебом единым будет жив человек (ср.: Мф. 4, 4). Господь спасает тех, кто доверяет Ему, кто живет с Ним.
Для нас главное — это последнее слово, которое мы произнесем на смертном одре, последняя мысль, последний стук нашего сердца, — от этого будет зависеть наше спасение.
Вот самарянка встретила Бога и приняла Его, поверила Ему. Самаряне были во вражде с иудеями, они были заражены ересью, исказили учение об Истинном Боге, но сердца их были готовы принять любовь Христову, и они приняли ее. А иудеи отступили, хотя буквы закона они соблюдали точна. Но буква закона не спасает. И если человек истово крестится и кланяется — это еще не значит, что он будет спасен. Господь смотрит на внутреннее содержание человека, в каком он состоянии, как он относится к тем, кто рядом с ним. Поэтому, если вы хотите узнать, в каком вы состоянии, спросите у ваших домашних, они вам всю правду скажут: кто вы и чего вы стоите. Так раскланиваться в храме, постоять с закрытыми глазами может каждый, а полюбить людей, которые, может быть, вас укоряют, несправедливо даже, — это действительно по-Божиему, это высоко. Поэтому дай Бог, чтобы мы приняли все, что нам сегодня дается, без ропота, без уныния, а с благодарностью, чтобы мы понимали, что жизненные испытания и искушения формируют человека, шлифуют его душу.
Вот человек сидел в тюрьме, и смотришь — в тюрьме было лучшее состояние его души. Но он говорит: «Меня несправедливо посадили». На самом деле Бог дает ему спасение, но человеку трудно принять такое спасение — не на диване, не у телевизора, а где-то в тюремной камере. Оказывается, это было лучшее для него время, потому что он начал серьезно думать о своей жизни и о своих отношениях с Богом и ближними, и он многое пересмотрел и осмыслил. Вот сегодня наши критерии. Человек приходит и рассказывает: «Проверка, фирма летит, все летит...» Так, может быть, Бог хочет что-то другое дать? Может, эта проверка — это спасение твое пришло?
Нам нужно спрашивать у Бога, что такое хорошо, а что такое плохо, что сегодня действительно приближает нас к Нему, а что нет. Скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114, 3-4), — видите, как пророк Давид сказал, очень мудрый человек. Так что нам нужно менять свою жизнь, менять отношение к жизни, не капризничать, не создавать проблем другим людям, а стараться никого не задеть, никого не трогать, чтобы всем было от нас хорошо, чтобы люди нас ждали с радостью, а не думали: «Вот он сейчас придет, в каком он будет настроении и что от него ждать?.. Ой, у него нет настроения, значит, к нему лучше не подходить...» Это же болезнь, и с этой болезнью надо бороться. Что такое настроение? Что такое состояние? Мы забываем, что рядом с нами — ближние, и их нужно жалеть, любить, нужно им служить. И для этого мы пришли в храм: чтобы научиться служить Богу и ближнему своему. Мы многого не можем, но то малое, что нам дается, мы должны принимать с великой благодарностью.
Спаси всех Господь. Дай Бог, чтобы мы учились жить, пока есть время, потому что потом может быть уже и поздно. Учитесь каждый день, возьмите какую-то тетрадь, заведите дневник. Думайте о том, как вы прожили этот день, ищите, пишите, в чем была ошибка, что нужно исправить. Нельзя жить по инерции, нужно приходить в себя. Для себя же трудимся, для своей вечной жизни. А мы бываем к этому безразличны, беспечны — и это преступно.