Лествица Небесная
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, с днем милости Божией, с днем воспоминания посещения Царицей Небесной места сего иконописным образом Своим и благословения через это посещение и града нашего, и всех жителей его — и живших, и живущих, и тех, которые будут жить и хранить в своих сердцах молитвенную благодарность Богу за посещение нас Своею милостью.
Об этой милости прообразовательно говорит и слово Божие, которое читалось вчера: «Яко страшно место cиe: несть сие, но дом Бoжий, и сия врата небесная» (Быт. 28, 16-17).
Потому что место сие не просто скопление домов и живущих в них, не только собрание дел рук человеческих — сокровищ материальных и изобилие всяких плодов земных. Но место это, где встречали предки наши святыню, открылось им как место присутствия Божия.
Увидели они лествицу, которая утверждена была на этой ветхой, временной земле и возвышалась до небес. Очами веры узрели они Ангелов Божиих, восходивших по ней с молитвами о прощении и покаянии и нисходивших для дел милости и вразумления по повелению Самого Господа.
И в установлении этого праздника видим почитание духовной лествицы — Матери Божией, Царицы Неба и земли, о Которой пели в акафисте: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог».
Так сон ветхозаветного праведника Иакова стал явью для всего нового народа — христиан земли Русской. А почитанием сегодняшнего праздника мы устанавливаем живую связь, лествицу нашего духовного родства и преемства с нашими предками-христианами, молившимися, верившими и каявшимися на месте сем и во граде сем. Их благодарная память не позволила затоптать это святое место, но возвела на нем монастырь, чтобы в нем возносились молитвы благодарения Богу за милость избавления нашего города от нашествия врага.
В смятении веков истории Русского государства наши богобоязненные предки не потеряли, не забыли этот день знамения посещения Божиего молитвами Богородицы Владычицы, и мы должны хранить память о нем и передавать тем, кто придет нам на смену.
Но не только это древнее, прошедших дней Ветхого Завета пророчество оглашает стены храма в этот день.
Наших сердец касается уже новое благовестие Евангелия, повествующее и об уже свершившемся, и о будущем в служении Матери Божией.
Во все дни праздников, посвященных Царице Небесной, от дня Ее рождества до дня славного успения, кроме самого священного дня Благовещения, на вечернем богослужении и на богослужении в день самого праздника читаются всегда одни и те же евангельские повествования: о посещении Пресвятой Девой Своей родственницы — праведной Елисаветы и о посещении Христом Спасителем во дни Своей земной жизни двух благочестивых сестер: Марфы и Марии.
И сколько ни есть дней празднования Божией Матери в честь Ее икон, и сколько их еще ни будет явлено Промыслом Божиим — всегда будут звучать эти слова — драгоценные свидетельства нашей веры.
Вчера вечером, когда мы собрались в храме, чтобы почтить нарождающийся день духовного торжества, и в книге природы готовилась к закрытию одна страница бытия. Старый суточный круг сменялся новым кругом, и этот новый родившийся день, каким будет он — мы не знаем, но неизбежно и его свет ослабнет и угаснет с вечерней зарей, чтобы из мрака грядущей ночи воссиял новый скоротечный день земной жизни, земных трудов.
Но мы вчера, в вечерний час, в тиши храма благоговейно внимали словам другой книги — книги вечной жизни — Евангелию, внимали книге света невечернего, света, который, однажды озарив человека, не может оставить его. И как бы ни был изуродован человек до страшной неузнаваемости, как бы ни угасли в нем первозданные облик и подобие Божие, этот свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, хоть малой искрой светит ему во мраке греха и выводит на путь спасения.
Но преизбыток святости, бескорыстия и благодати в полноте сияния веры и покорности Отцу Небесному, в следовании за этим светом Истины дает нам Пречистая Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария.
Вот только что умолкли слова архангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28), — которые сохранены для нас в Евангелии апостола Луки, и вот уже Богоизбранная Отроковица поднимается в путь и по велению знамения, полученного от Ангела, предстоящего пред Богом, совершает труд веры для подтверждения обетованного дара.
Какого дара?
Дара общения с Богом: «Господь с Тобою».
Какого знамения?
Слова, данного для подтверждения веры: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына».
Какой веры?
Веры, что «у Бога не останется бессильным никакое слово».
По трудным и каменистым земным дорогам Иудеи начинает Чистая Дева путь к Елисавете, будущей матери Иоанна, великого пророка и предтечи Христа Спасителя.
И отныне вся Ее жизнь — и земная, а наиболее небесная — это послушание воле Божией, послушание Своему Божественному Сыну. Путь со тщанием, с усердием и без промедления на помощь призывающим Ее с верой, надеждой и любовью.
Не зная покоя и сбивая Свои пречистые стопы, Заступница верных, преблагая и скорая, спешит к нам на помощь, не гнушаясь ни кривыми и темными путями судеб человеческих; не боясь замарать Свои пречистые одежды, входит в жилища греха, порока, нищеты, в больницы, к заключенным, всем протягивая руки Своей милостивой материнской помощи там, где призывается Она на помощь. И тогда «умолкает [там] всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение и Небесною любовию озаряются светло».
Ее помощь стольких спасла — и по одиночке, и целыми городами, стольких оградила от опасности, выручила в трудную минуту.
Но как часто на эти Ее неусыпные труды отвечаем мы неблагодарностью, и в простертые к нам в молитвенной помощи руки мы вкладываем не свои молитвы покаяния и благодарности, но камень злых, коварных, греховных дел. Как часто обижаем Матерь Божию, обижаем, как и своих земных матерей; как часто принуждаем Ее вновь и вновь переживать страшные часы испытаний на Голгофе у Креста.
Как часто, получив милость, утешение, знамение поддержки и помощи, облегчения от грехов, мы по неблагодарности, по лени, по духовной грубости и невнимательности, по слепоте проходим мимо Той, Кто только что о нас ходатайствовала пред Сыном Своим о нас.
Не вторим примеру Святой Владычицы, Которая, как только получила известие о Своей родственнице Елисавете, тотчас «покидает дом родства Своего» и, не боясь трудов веры, идет, для того чтобы услышать слова благоговейного удивления, которые нам так знакомы: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Найдем ли мы в своем сердце такие слова благодарности Тебе, Царица Небесная, сошедшей к нам от светлого мира Твоего, за милостивое посещение нас, упрямящихся в нечистоте грехов, ленящихся встать от греха и гордо надеющихся только на самих себя?
Хватит ли нам сил на послушание воле Божией, через которое душа изменяется от греховного безобразия к красоте святости?
Сейчас, на этой службе, слышали мы знакомые слова о посещении Христом Спасителем двух благочестивых сестер. В этом рассказе имя Марии — не просто совпадение с именем Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Это приоткрытие того главного служения, к которому Она призвана Сыном Своим, призвание на нелегкий, но благой труд устроения нашего духовного спасения, труд молитвы за род христианский. Отныне Ее благая и неотъемлемая часть — неусыпная молитва, благодатный покров и постоянное тщание о народе Божием — главное Ее делание и главная молитва.
И эта неусыпающая молитва явила свою скорую милость и нашим предкам много веков назад, когда, изнесенная из града Владимира на следующий день после празднования Успения, икона Владимирская по истечении первой десятины дней достигла пределов нашего города.
Много было на Руси за эти прошедшие века военных побед — побед великих и славных, но в христианском сознании и в церковной, в духовной памяти сохранились не эти виктории, одержанные под началом славных полководцев, но сохранились те дни, когда в осознании своей немощи народ в общем подвиге молитвы взывал к силе Божией: «Пресвятая Богородице, спаси землю Русскую».
День этот был днем избавления от полчищ Тамерлана — фараона земного. Но да поможет нам Царица Небесная — Взбранная Воевода — потопить, как поется Ей в акафисте, и фараона мысленного, духовного. Не будем падать духом, но, беря пример с наших предков, будем противостоять греху, преодолевать боязливость и неверность. Будем достойны звания дома Божия и жителей места святого.
«Кто матерь Моя и кто братия? — вопрошал Христос. — Исполняющий заповеди мои — вот матерь Моя и братия Моя».
И Пречистая Дева исполнила эти заповеди и нам помогает войти в это высокое достоинство духовного единства со Христом через исполнение Его заповедей.
Она не перестанет во все веки благотворить нам.
За это и любим мы Ее, и почитаем, и молимся Ей, и поем.
«О Пречистая Богородице Владычице, в молитвах неусыпающая, Приятелище сирых, странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимым Покровительнице! Не престани и на будущее время, во утверждение на Руси Православия, милости и чудеса изливати до века».
Радуйся, Невесто Неневестная!
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, с днем милости Божией, с днем воспоминания посещения Царицей Небесной места сего иконописным образом Своим и благословения через это посещение и града нашего, и всех жителей его — и живших, и живущих, и тех, которые будут жить и хранить в своих сердцах молитвенную благодарность Богу за посещение нас Своею милостью.
Об этой милости прообразовательно говорит и слово Божие, которое читалось вчера: «Яко страшно место cиe: несть сие, но дом Бoжий, и сия врата небесная» (Быт. 28, 16-17).
Потому что место сие не просто скопление домов и живущих в них, не только собрание дел рук человеческих — сокровищ материальных и изобилие всяких плодов земных. Но место это, где встречали предки наши святыню, открылось им как место присутствия Божия.
Увидели они лествицу, которая утверждена была на этой ветхой, временной земле и возвышалась до небес. Очами веры узрели они Ангелов Божиих, восходивших по ней с молитвами о прощении и покаянии и нисходивших для дел милости и вразумления по повелению Самого Господа.
И в установлении этого праздника видим почитание духовной лествицы — Матери Божией, Царицы Неба и земли, о Которой пели в акафисте: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог».
Так сон ветхозаветного праведника Иакова стал явью для всего нового народа — христиан земли Русской. А почитанием сегодняшнего праздника мы устанавливаем живую связь, лествицу нашего духовного родства и преемства с нашими предками-христианами, молившимися, верившими и каявшимися на месте сем и во граде сем. Их благодарная память не позволила затоптать это святое место, но возвела на нем монастырь, чтобы в нем возносились молитвы благодарения Богу за милость избавления нашего города от нашествия врага.
В смятении веков истории Русского государства наши богобоязненные предки не потеряли, не забыли этот день знамения посещения Божиего молитвами Богородицы Владычицы, и мы должны хранить память о нем и передавать тем, кто придет нам на смену.
Но не только это древнее, прошедших дней Ветхого Завета пророчество оглашает стены храма в этот день.
Наших сердец касается уже новое благовестие Евангелия, повествующее и об уже свершившемся, и о будущем в служении Матери Божией.
Во все дни праздников, посвященных Царице Небесной, от дня Ее рождества до дня славного успения, кроме самого священного дня Благовещения, на вечернем богослужении и на богослужении в день самого праздника читаются всегда одни и те же евангельские повествования: о посещении Пресвятой Девой Своей родственницы — праведной Елисаветы и о посещении Христом Спасителем во дни Своей земной жизни двух благочестивых сестер: Марфы и Марии.
И сколько ни есть дней празднования Божией Матери в честь Ее икон, и сколько их еще ни будет явлено Промыслом Божиим — всегда будут звучать эти слова — драгоценные свидетельства нашей веры.
Вчера вечером, когда мы собрались в храме, чтобы почтить нарождающийся день духовного торжества, и в книге природы готовилась к закрытию одна страница бытия. Старый суточный круг сменялся новым кругом, и этот новый родившийся день, каким будет он — мы не знаем, но неизбежно и его свет ослабнет и угаснет с вечерней зарей, чтобы из мрака грядущей ночи воссиял новый скоротечный день земной жизни, земных трудов.
Но мы вчера, в вечерний час, в тиши храма благоговейно внимали словам другой книги — книги вечной жизни — Евангелию, внимали книге света невечернего, света, который, однажды озарив человека, не может оставить его. И как бы ни был изуродован человек до страшной неузнаваемости, как бы ни угасли в нем первозданные облик и подобие Божие, этот свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, хоть малой искрой светит ему во мраке греха и выводит на путь спасения.
Но преизбыток святости, бескорыстия и благодати в полноте сияния веры и покорности Отцу Небесному, в следовании за этим светом Истины дает нам Пречистая Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария.
Вот только что умолкли слова архангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28), — которые сохранены для нас в Евангелии апостола Луки, и вот уже Богоизбранная Отроковица поднимается в путь и по велению знамения, полученного от Ангела, предстоящего пред Богом, совершает труд веры для подтверждения обетованного дара.
Какого дара?
Дара общения с Богом: «Господь с Тобою».
Какого знамения?
Слова, данного для подтверждения веры: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына».
Какой веры?
Веры, что «у Бога не останется бессильным никакое слово».
По трудным и каменистым земным дорогам Иудеи начинает Чистая Дева путь к Елисавете, будущей матери Иоанна, великого пророка и предтечи Христа Спасителя.
И отныне вся Ее жизнь — и земная, а наиболее небесная — это послушание воле Божией, послушание Своему Божественному Сыну. Путь со тщанием, с усердием и без промедления на помощь призывающим Ее с верой, надеждой и любовью.
Не зная покоя и сбивая Свои пречистые стопы, Заступница верных, преблагая и скорая, спешит к нам на помощь, не гнушаясь ни кривыми и темными путями судеб человеческих; не боясь замарать Свои пречистые одежды, входит в жилища греха, порока, нищеты, в больницы, к заключенным, всем протягивая руки Своей милостивой материнской помощи там, где призывается Она на помощь. И тогда «умолкает [там] всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение и Небесною любовию озаряются светло».
Ее помощь стольких спасла — и по одиночке, и целыми городами, стольких оградила от опасности, выручила в трудную минуту.
Но как часто на эти Ее неусыпные труды отвечаем мы неблагодарностью, и в простертые к нам в молитвенной помощи руки мы вкладываем не свои молитвы покаяния и благодарности, но камень злых, коварных, греховных дел. Как часто обижаем Матерь Божию, обижаем, как и своих земных матерей; как часто принуждаем Ее вновь и вновь переживать страшные часы испытаний на Голгофе у Креста.
Как часто, получив милость, утешение, знамение поддержки и помощи, облегчения от грехов, мы по неблагодарности, по лени, по духовной грубости и невнимательности, по слепоте проходим мимо Той, Кто только что о нас ходатайствовала пред Сыном Своим о нас.
Не вторим примеру Святой Владычицы, Которая, как только получила известие о Своей родственнице Елисавете, тотчас «покидает дом родства Своего» и, не боясь трудов веры, идет, для того чтобы услышать слова благоговейного удивления, которые нам так знакомы: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Найдем ли мы в своем сердце такие слова благодарности Тебе, Царица Небесная, сошедшей к нам от светлого мира Твоего, за милостивое посещение нас, упрямящихся в нечистоте грехов, ленящихся встать от греха и гордо надеющихся только на самих себя?
Хватит ли нам сил на послушание воле Божией, через которое душа изменяется от греховного безобразия к красоте святости?
Сейчас, на этой службе, слышали мы знакомые слова о посещении Христом Спасителем двух благочестивых сестер. В этом рассказе имя Марии — не просто совпадение с именем Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Это приоткрытие того главного служения, к которому Она призвана Сыном Своим, призвание на нелегкий, но благой труд устроения нашего духовного спасения, труд молитвы за род христианский. Отныне Ее благая и неотъемлемая часть — неусыпная молитва, благодатный покров и постоянное тщание о народе Божием — главное Ее делание и главная молитва.
И эта неусыпающая молитва явила свою скорую милость и нашим предкам много веков назад, когда, изнесенная из града Владимира на следующий день после празднования Успения, икона Владимирская по истечении первой десятины дней достигла пределов нашего города.
Много было на Руси за эти прошедшие века военных побед — побед великих и славных, но в христианском сознании и в церковной, в духовной памяти сохранились не эти виктории, одержанные под началом славных полководцев, но сохранились те дни, когда в осознании своей немощи народ в общем подвиге молитвы взывал к силе Божией: «Пресвятая Богородице, спаси землю Русскую».
День этот был днем избавления от полчищ Тамерлана — фараона земного. Но да поможет нам Царица Небесная — Взбранная Воевода — потопить, как поется Ей в акафисте, и фараона мысленного, духовного. Не будем падать духом, но, беря пример с наших предков, будем противостоять греху, преодолевать боязливость и неверность. Будем достойны звания дома Божия и жителей места святого.
«Кто матерь Моя и кто братия? — вопрошал Христос. — Исполняющий заповеди мои — вот матерь Моя и братия Моя».
И Пречистая Дева исполнила эти заповеди и нам помогает войти в это высокое достоинство духовного единства со Христом через исполнение Его заповедей.
Она не перестанет во все веки благотворить нам.
За это и любим мы Ее, и почитаем, и молимся Ей, и поем.
«О Пречистая Богородице Владычице, в молитвах неусыпающая, Приятелище сирых, странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимым Покровительнице! Не престани и на будущее время, во утверждение на Руси Православия, милости и чудеса изливати до века».
Радуйся, Невесто Неневестная!
Аминь.