Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече... (Тропарь праздника)
Какое же может быть свидетельство от нас об Иоанне Крестителе, когда Сам Господь Иисус Христос сказал в похвалу его: нет между рожденных женами выше святого Иоанна Предтечи?
Хотя Иоанн Креститель и был рожден по благословению Архангела Гавриила от престарелых и неплодных родителей Захарии и Елисаветы, однако вся его жизнь от младенчества прошла в страданиях и мучениях и закончилась мученическим подвигом.
Отец его, Захария, был убит воинами между алтарем и жертвенникам. Еще младенцем святой Иоанн терпит страшное гонение от царя Ирода, который хотел убить его. Елисавета с младенцем Иоанном бежала в горы от убийц — воинов царя Ирода. «Гора Божия, спаси младенца и матерь его!» — взывала она.
Совершилось чудо: гора раздвинулась, и в образовавшуюся щель вошла Елисавета с сыном, и снова гора сошлась. Они оказались в пещере. Через 40 дней Елисавета умерла, и младенец остался один.
Но промысл Божий бдит над ним; выросла финиковая пальма, появился источник воды, и Ангел Божий питал и воспитывал его до тех пар, пока он сам смог заботиться о себе.
Святой Иоанн жил в пустыне 30 лет. Пищею его были акриды и дикий мёд, а одеждою был грубый верблюжий волос, прикрывавший его наготу По свидетельству Святых Отцов, дикий мёд — это горьковатая смола, стенавшая со скал, а акриды это растения пустыни.
Когда же явился Господь Иисус Христос на служение роду человеческому, то был голос к святому Иоанну идти на берег реки Иордан и проповедовать народу покаяние во грехах и крещение. Он призывал народ очиститься совершенно от грехов и с чистым сердцем встретить Спасителя мира, чтобы получить спасение через веру и покаяние. Он сказал своим ученикам о грядущем к нему Спасителе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
В это время Галилеей управлял Ирод, сын жестокого царя Ирода. От своего отца Ирод унаследовал жестокость и безнравственность. Будучи женатым на дочери Аравийского царя Арефы, Ирод беззаконно сожительствует с женой брата своего Филиппа. Святой Иоанн строго обличает это беззаконие и говорит Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Иродиада злобилась на святого Иоанна, желала убить его, но не могла. Ирод заключил его в темницу, но убить не решался, так как боялся Иоанна, зная, что он — муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его.
Но вот настал удобный день. Ирод по случаю дня своего рождения делал пир своим вельможам и старейшинам. Дочь Иродиады Соломия вошла и бесстыдной пляской развлекала гостей. Пляской она угодила Ироду и его гостям, а потому он ей сказал: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе». Соломия, наученная матерью, бесстыдно просит: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мк. 6, 22-25). Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
Царь посылает воина отсечь голову святому Иоанну и принести на блюде девице. Девица отдает матери. Иродиада в злорадстве колола язык святому Иоанну и со злом выбросила голову в бесчестное место отдельно от тела, боясь, как бы вместе с телом не воскрес Иоанн и не стал бы опять обличать ее.
Тело похоронили его ученики, а голову одна благочестивая женщина похоронила на Елеонской горе. Великий пророк являлся многим богобоязненным мужам и указывал место погребения своей главы. Это было три раза, а потому три раза в году празднуется обретение главы Иоанна Крестителя. Но недолго радовались эти злые люди, погубившие Великого пророка. Суд Божий постиг их еще при жизни. Царь Аравийский за оскорбление своей дочери объявил войну Ироду. Ирод в этой войне потерпел поражение, а римский царь — Кесарь лишил его управления в Галилее и сослал в ссылку. Дочь Иродиады однажды шла через горную реку по льду, лед проломился, и она провалилась. Льдины зажали ее шею и перерезали.
Если смотреть без веры на все злострадания святого Иоанна Крестителя, то можно подумать, что Бог оставляет таких людей на произвол бесчестных человеческих страстей. Но если взглянуть очами веры, то мы увидим, что святой Иоанн не был оставлен Богом, промысл Божий все время заботился о нем: вот гора раздвинулась и приняла мать с младенцем Иоанном, чтобы он не был убит воинами; вот чудесное появление пальмы и источника воды; ангел Божий, питающий младенца.
Святой Иоанн был не только предтечею Спасителя на земле, но он был предтечею Его и во аде, ибо после своей мученической смерти он сошел во ад и проповедал заключенным великую радость их скорого избавления.
Таким образом, промысл Божий определил святому Иоанну такой многоскорбный путь жизни на земле от младенческих пелен и до мученической смерти. Его подвиги пустынножительства, проповедника покаяния и мученика увенчаны многими венцами славы. Его жизнь служит для нас примером.
Мы не должны унывать, если постигают нас скорби и, как нам кажется, незаслуженно. «У вас же и волосы на голове все сочтены», — говорит нам Господь в Святом Евангелии (Мф. 10, 30). Все что не случается с нами плохого или хорошего — все ради нашей пользы, чтобы спасти нашу душу для Царства Небесного.
Святой Иоанн Креститель умер мучеником за правду и стоит он теперь во славе у престола Пресвятой Троицы, его память с благоговением празднует весь мир. Он имеет великую благодать и дерзновение в молитвах пред Богом.
В память его мученической кончины установлен строгий пост; да не оскорбим память Великого пророка нарушением его и своим поведением. Обратимся к нему словами великопостной молитвы: «Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших, тебе бо дадеся благодать молитися за ны».
Аминь.
Какое же может быть свидетельство от нас об Иоанне Крестителе, когда Сам Господь Иисус Христос сказал в похвалу его: нет между рожденных женами выше святого Иоанна Предтечи?
Хотя Иоанн Креститель и был рожден по благословению Архангела Гавриила от престарелых и неплодных родителей Захарии и Елисаветы, однако вся его жизнь от младенчества прошла в страданиях и мучениях и закончилась мученическим подвигом.
Отец его, Захария, был убит воинами между алтарем и жертвенникам. Еще младенцем святой Иоанн терпит страшное гонение от царя Ирода, который хотел убить его. Елисавета с младенцем Иоанном бежала в горы от убийц — воинов царя Ирода. «Гора Божия, спаси младенца и матерь его!» — взывала она.
Совершилось чудо: гора раздвинулась, и в образовавшуюся щель вошла Елисавета с сыном, и снова гора сошлась. Они оказались в пещере. Через 40 дней Елисавета умерла, и младенец остался один.
Но промысл Божий бдит над ним; выросла финиковая пальма, появился источник воды, и Ангел Божий питал и воспитывал его до тех пар, пока он сам смог заботиться о себе.
Святой Иоанн жил в пустыне 30 лет. Пищею его были акриды и дикий мёд, а одеждою был грубый верблюжий волос, прикрывавший его наготу По свидетельству Святых Отцов, дикий мёд — это горьковатая смола, стенавшая со скал, а акриды это растения пустыни.
Когда же явился Господь Иисус Христос на служение роду человеческому, то был голос к святому Иоанну идти на берег реки Иордан и проповедовать народу покаяние во грехах и крещение. Он призывал народ очиститься совершенно от грехов и с чистым сердцем встретить Спасителя мира, чтобы получить спасение через веру и покаяние. Он сказал своим ученикам о грядущем к нему Спасителе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
В это время Галилеей управлял Ирод, сын жестокого царя Ирода. От своего отца Ирод унаследовал жестокость и безнравственность. Будучи женатым на дочери Аравийского царя Арефы, Ирод беззаконно сожительствует с женой брата своего Филиппа. Святой Иоанн строго обличает это беззаконие и говорит Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Иродиада злобилась на святого Иоанна, желала убить его, но не могла. Ирод заключил его в темницу, но убить не решался, так как боялся Иоанна, зная, что он — муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его.
Но вот настал удобный день. Ирод по случаю дня своего рождения делал пир своим вельможам и старейшинам. Дочь Иродиады Соломия вошла и бесстыдной пляской развлекала гостей. Пляской она угодила Ироду и его гостям, а потому он ей сказал: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе». Соломия, наученная матерью, бесстыдно просит: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мк. 6, 22-25). Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
Царь посылает воина отсечь голову святому Иоанну и принести на блюде девице. Девица отдает матери. Иродиада в злорадстве колола язык святому Иоанну и со злом выбросила голову в бесчестное место отдельно от тела, боясь, как бы вместе с телом не воскрес Иоанн и не стал бы опять обличать ее.
Тело похоронили его ученики, а голову одна благочестивая женщина похоронила на Елеонской горе. Великий пророк являлся многим богобоязненным мужам и указывал место погребения своей главы. Это было три раза, а потому три раза в году празднуется обретение главы Иоанна Крестителя. Но недолго радовались эти злые люди, погубившие Великого пророка. Суд Божий постиг их еще при жизни. Царь Аравийский за оскорбление своей дочери объявил войну Ироду. Ирод в этой войне потерпел поражение, а римский царь — Кесарь лишил его управления в Галилее и сослал в ссылку. Дочь Иродиады однажды шла через горную реку по льду, лед проломился, и она провалилась. Льдины зажали ее шею и перерезали.
Если смотреть без веры на все злострадания святого Иоанна Крестителя, то можно подумать, что Бог оставляет таких людей на произвол бесчестных человеческих страстей. Но если взглянуть очами веры, то мы увидим, что святой Иоанн не был оставлен Богом, промысл Божий все время заботился о нем: вот гора раздвинулась и приняла мать с младенцем Иоанном, чтобы он не был убит воинами; вот чудесное появление пальмы и источника воды; ангел Божий, питающий младенца.
Святой Иоанн был не только предтечею Спасителя на земле, но он был предтечею Его и во аде, ибо после своей мученической смерти он сошел во ад и проповедал заключенным великую радость их скорого избавления.
Таким образом, промысл Божий определил святому Иоанну такой многоскорбный путь жизни на земле от младенческих пелен и до мученической смерти. Его подвиги пустынножительства, проповедника покаяния и мученика увенчаны многими венцами славы. Его жизнь служит для нас примером.
Мы не должны унывать, если постигают нас скорби и, как нам кажется, незаслуженно. «У вас же и волосы на голове все сочтены», — говорит нам Господь в Святом Евангелии (Мф. 10, 30). Все что не случается с нами плохого или хорошего — все ради нашей пользы, чтобы спасти нашу душу для Царства Небесного.
Святой Иоанн Креститель умер мучеником за правду и стоит он теперь во славе у престола Пресвятой Троицы, его память с благоговением празднует весь мир. Он имеет великую благодать и дерзновение в молитвах пред Богом.
В память его мученической кончины установлен строгий пост; да не оскорбим память Великого пророка нарушением его и своим поведением. Обратимся к нему словами великопостной молитвы: «Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших, тебе бо дадеся благодать молитися за ны».
Аминь.