Речь митрополита Антония (Вадковского), Санкт-Петербургского и Ладожского (+1912г.) в день празднования тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского
2025-05-26 08:12
При виде настоящого столь многочисленного стечения народа, собравшагося сюда по отеческому зову своего владыки и архипастыря (архиепископа Казанского Палладия — ред.) и при его непосредственном водительстве для совершения здесь, под открытым сводом небесным, пред очами всевидящого Господа, молитвенно-благодарственного чествования памяти святых равноапостольных просветителей наших и первоучителей Мефодия и Кирилла, мысль наша и чувство побуждают нас напомнить себе и вам следующия многосодержательныя слова вдохновенной песни Пасхального канона: «возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя».
«Возведи окрест очи твои, Сионе»! До пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа один только Иерусалим, «град Сионский», с своим единственным тогда во всей вселенной храмом Богу истинному был городом святым, жилищем Божиим, и одни только Евреи, чада Авраамовы, как носители истинного Боговедения и Богопочтения, были народом избранным, достоянием Божиим, «чадами Сиона» и «семенем святым». С пришествием же Христовым, с установлением завета нового, Царство Божие распространилось по всей земле, открылось во всех концах вселенной. Из Иерусалима, как из центра, слово евангельское простерлось до конечных пределов земли, дошло и до язычников, которые, как не имевшие света истинного Боговедения, назывались дотоле народом, «седящим во тьме и сени смертней», но которые теперь, как просвещенные светом Христова учения, суть также «народ избранный, семя святое, семя Израилево». И «град святый» ныне уже не один только Иерусалим, а всякое место, всякий град и страна, где славится и призывается всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и «храм Божий» ныне тоже не один на земле, а безчисленное множество: ими, можно сказать, усеяно все лицо земли, и «святое семя Израилево», достояние Божие, расширилось и разрослось теперь в народ великий и многочисленный, как песок морской, — народ христианский. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1, 8), говорил Господь Своим ученикам, указывая на всемирное распространение проповеди евангельской. Но так как до пришествия Господня только один Иерусалим был городом святым и свет христианского учения оттуда распространился по вселенной, то он и называется в церковных песнопениях Сионом святым, материю церквей, Божиим жилищем: «Радуйся, Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище» (Стихира Октоиха, гл. 8). Провидя духом такое всемирно-историческое значение Иерусалима и созерцая повсюдное распространение Царства Христова, Царства Божия на земле, один из величайших ветхозаветных пророков восторженно взывал: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею» (Ис. 60, 1-3). А святый песнописец христианский, видя исполнение сего пророчества во всемирном торжестве христианского учения и повсюдном его распространении радостно воспел это торжество словами пророческой же песни: «возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя».
И в нас нынешний всеславянский праздник возбуждает такия же светлыя и торжественныя чувства, какия выражены в этой, только что приведенной нами, вдохновенной песни пасхального канона. «Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки», говорил пророк. Назад тому 1000 лет на всем необъятном пространстве славного отечества нашего, а также и в пределах обитаемой теперь нами северовосточной окраины европейской России, где ныне славится Бог истинный в многочисленных храмах христианских, царил мрак и тьма покрывала землю, — жили здесь народы, истинного Бога не знавшие и пребывавшие «во тьме и сени смертной». А свет духовный, истинное Боговедение и Богопочтение, светил там, на далеком от нас югозападе, в церкви Цареградской, которой судил Бог сделаться материю церквей православных Славянской народности и из которой он распространился по преимуществу далеко на северовосток в пределах могущественной Руси. В 862 году из Царяграда посланы были к Моравским Славянам, по просьбе князя их Ростислава, святые братья Кирилл и Мефодий, которые и положили начало христианскому просвещению Славянских народностей, переведши на Славянский язык Священное Писание и богослужебныя книги. Дело религиозно-национального христианского просвещения Славян стоило святым братьям чрезвычайных трудностей. Народ принял их с радостию, но они встретили сильное противодействие и даже открытое гонение со стороны латино-немецкого духовенства, которое думало только о своем господстве и не заботилось об истинном просвещении Славян. Тьма не любит света. Темныя силы запада ополчились грозно на свет, грядущий, с востока. Святый Мефодий даже подвергался побоям и тяжкому тюремному заключению. Оставшись один после ранней смерти своего брата в Риме, святый Мефодий образовал около себя кружок просвещенных, горячо ему преданных и самоотверженных людей, с которыми и трудился неустанно, и страдал и боролся за любимую свою идею до самой своей смерти. 6-го апреля 885 года он скончался. Протекла с тех пор ровно одна тысяча лет и, смотрите, какой плод принесла великая идея святых братьев, в какой многочисленный народ разрослась малая горсть их учеников!.. Но не без препятствий совершилось это возрастание великого древа Церкви всеславянской. По смерти святого Мефодия ученики его после тяжких преследований были совсем изгнаны из Моравии. Казалось бы, что с этим вместе полагался конец и Славянскому просвещению, Славянскому росту, Славянской самобытности! Так оно и было действительно, для Славян Моравских и Паннонских, но не для всего славянства. Ученики святого Мефодия глубоко внедрили в сердце своем завет своего великого учителя не оставлять дела религиозно-национального просвещения Славян и, изгнанные из Моравии, ревностно продолжали это святое дело у Славян Болгарских, принявших святых изгнанников с величайшей радостию и глубокою почтительностию. Семя Славянского просвещения быстро дало здесь зеленеющие, роскошные ростки. Начало десятого века, при книголюбце-царе Симеоне, было блестящим временем в истории развития Славянской письменности и по справедливости названо «расцветом» ея. Великий дух учителя, дух «Мефодов», постоянно предносился пред мысленным взором его учеников и побуждал их неотразимо к работе книжной, поддерживал их энергию, ободрял, оживлял и постоянно направлял к развитию, усилению и расширению Славянского просвещения. «Словенский род мнимый попран быти всеми», как многомысленно выразился ученик «Мефодов» Константин, епископ Болгарский (в Беседе на неделю Мясопустную), обогатился книжным сокровищем, для него доступны стали на родном языке такие учители, как Златоуст, которого Греки хотели бы считать исключительно своим достоянием. «Не Грьцы бо тъчию обогатишася отцъмь симь, н и Словеньскыи род», говорил радостно тот же епископ Константин. Ровно сто лет после смерти Мефодия Славянское просвещение тихо и мирно развивалось и укреплялось в юной Болгарии, как бы собираясь с силою, чтобы смело выступить на всемирно-историческое поприще и занять выдающееся место в культурной истории человечества. В 988 году крестился великий князь Русский Владимир, а с ним и вся Русская земля стала христианскою. Славянское просвещение, Славянская христианская грамотность выступили тогда из тесных границ Болгарского княжества и вместе с ростом Русского народа получили чуть не всесветное распространение. Великий Русский народ, сделавшись христианским, вместе с тем, по особым указаниям Промысла Божия, сделался истинным чадом своих святых апостолов и распространителем великой идеи своих славных просветителей. На каком необъятном пространстве вселенной слышится теперь Славянское православно-христианское богослужение и возвещается слово Божие! Слава Божия поведается ныне на Славянском языке от берегов Адриатики и до дальних Сибирских берегов Тихого океана, от границ Индии и до Белого моря. И на всем этом пространстве прославляются сегодня святые Славянские апостолы и первоучители наши Кирилл и Мефодий. Поистине мы с полною справедливостию в настоящую торжественную минуту можем воззвать к нашим святым просветителям: «возведите окрест очи ваши, призрите милостиво с высоты небесной и посмотрите кругом: вот, чада ваши собрались везде славить вас, и на западе, и севере, и юге, и востоке»... Особенно же знаменателен настоящий праздник для нашего, именно северовосточного разноплеменного края. Святые братья с особенною настойчивостию отстаивали пред своими противниками «треязычниками» ту мысль, что всякий народ имеет законное право славить Бога на своем родном языке. Мы сами пользуемся этим благом, пользуются им младшия братья наши по вере — инородцы. И Вотяк, и Чувашин, и Татарин, и Черемисин, — каждый может совершать христианское богослужение и возносить молитвы к Богу на своем родном языке, — и каждый из них по справедливости может быть участником настоящого нашего торжества и считать первоучителей наших своими же учителями и отцами. Помолимся же нашим святым первоучителям, да укрепляется в нас молитвенным их пред Богом ходатайством вера святая и просвещение христианское и да утверждаются и распространяются они и в инородцах нашего края. Ты же, владыко святый, будь молитвенником за нас, чад твоих, пред святыми нашими апостолами Мефодием и Кириллом и низведи на нас их святое благословение: да послужит настоящее торжественное чествование их памяти началом всегдашняго молитвенно-сердечного и неотменного прославления великих имен их «в роды родов, от ныне и до века». Аминь.
Произнесенная архимандритом Антонием после молебна на Ивановской площади в городе Казани, 6 апреля 1885 года.