Ныне, дорогие, предложу вам поучение не мною самим сочиненное, но представляющее собою выдержки из Поучения святительского к новопоставленному иерею, в котором архиерей поучает им рукоположенного священника, и излагает обязанности и права его в высоком священническом служении.
Вы удивитесь тому, что я предлагаю мирянам то, что относится к священнику. Но не удивляйтесь. За последнее время так много нового и печального появилось в нашей церковной жизни, что не могу я, как пастырь ваш, этого терпеть. Я должен обратиться к людям паствы своей с вразумлением, научением истине Христовой, и избрал ныне такой способ поучения потому, что это все печальное и волнующее нас и произошло то от незнания вами прав и обязанностей священника.
Выслушайте прежде об обязанностях священника.
«Священник первое и неусыпное должен иметь попечение о том, чтобы врученное ему стадо, т.е. души человеческия, Кровию Христовой искупленныя, привести к вечной блаженной жизни».
«Се тебе, чадо, — говорит священнику архиерей, — се тебе, чадо, Господь поручил священие и службу Страшных Таин, рукоположением моего смирения, при послушестве (свидетельстве) разумных сил Его, в которые (Тайны) желают и сами те ангелы проникнуть.
Твое дело — учиться закону Господню день и ночь, а также заповедям прехвальных Апостолов, и правилам Св. Отцов Вселенских семи и Поместных соборов последовать.
Божественные Писания, содержащие Жизнь Вечную, прилежно должен ты читать, и, найдя правильное их толкование (в творениях Св. Отцов и Соборных определениях), так наставлять своих духовных детей: таким-то образом и возможно будет тебе спасти себя и слушающих тебя. Ты удобно найдешь истинное разумение сокровенной премудрости, если, смиряя постом душу свою, будешь вопиять к Наставнику премудрости и Подателю смысла Богу вместе с пророком Его Давидом: Я раб Твой, Спасе, вразуми меня и узнаю Правду Твою, возрадуюсь о Твоих словесах, как получающий великую прибыль, превосходящую многие тысячи золота и серебра (Пс. 118, 125; 162; 72). Тогда и от Господа примешь действенный ответ: Вот Я дал закон Мой в сердце твое, и слова Мои во уста твои, чтобы ты говорил то, что Я заповедал.
На это дело, чадо мое, избрал тебя Бог от братьев твоих и поставил тебя пророком в людях Своих. (Не сам собою кто-либо честь принимает, но тот, кто призван Богом).
Будь послушен правилам Св. Апостолов и семи Вселенских и Девяти Поместных соборов и прочих Божественных Писаний. На них, как на камне веры, созидай храмину (дом) жизни своей, а не на песке мира сего сует, чтобы быть тебе непоколебимым при нападении волн и ветров демонских.
Приобрети любовь, кротость, целомудрие, пощение, трезвение, удержание от всех страстей. Не будь кощунником, игроком, сквернословом, буйным, гордым, величавым, гневливым, наглым, безстыдным, пьяницей, любителем пиров. Не будь лихоимцем, ростовщиком, мятежникам, ропотником, поручителем за других. Никого не ударь, не закалай животных, безвременно не принимай питья, но в надлежащее время, в закон и в славу Божию.
Если будут на свадьбе игры и пляски, уходи прежде их начала. Не ходи на те свадьбы, где муж женится на разведенной, или жена идет за мужа, первую жену отпустившего, или если кто сочетается из близких родственников.
Не ходи на обед незваным.
Одежду носи долгую из приличного духовенству материала, не пеструю, и без украшений мирских. Не читай запрещенных книг, не занимайся чарованиями, заговорами; не предавайся азартным играм в карты, шахматы, шашки и во что либо им подобное; от всего этого удались.
Наставляй своих детей, учи доброму пути, будь вне всякого нарекания, потому что горе тому, которым соблазн приходит».
И многому другому поучает ставленника архиерей, и все эти наставления сводятся к одному, чтобы он был добрым служителем Христа, и был бы, по Апостолу, образцом для верующих словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (см. 1 Тим. 4, 12).
Много-много тяжелых обязанностей лежит на священнике.
Послушайте теперь, какие он и великие имеет права.
«Вот даю вам власть наступать на змею и скорпию и на всю силу вражию, и не сможет вам вредить (Лк. 10, 19).
Елика свяжете на земли, будут связана на небеси, елика разрешите на земли, будут разрешена на небеси (Мф. 16, 19).
Кто принимяет вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня (Мф. 10, 40).
Если где не примут вас, выходя из дома того, отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них, истинно говорю вам, в день суда Содому и Гоморре отраднее будет, нежели дому или граду тому (Мф. 10, 14-15).
Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 20).
Не позволяй сокращать Божию службу, таковым челoвекоугодникам рассыплет Бог кости, как говорит Давид.
Возбраняй мирянам ходить в алтарь, ибо он — токмо попом и диаконом.
В церкви не давай повествовать суетных и тщеславных бесед (разговоров). Как говорит Иоанн Златоуст — Безчинствующих в церкви, как губителей и злодеев, наполненных множеством зла, необходимо изгонять из церкви. Если безчинствуют во время службы, прерви службу, а им запрети. Этим и им пользу сделаешь и себе приобретение.
У нераскаянных не бери приноса (просфоры).
По мере грехов запрещай с разсуждением, и епитимью давай по силе кающегося.
Непокорного и неисправляющегося и от церкви отлучи, и от себя отгони, пока не обратится к тебе и смирится».
А вот имена священника, присвоенные ему по словесам Господа и святых Его:
«Свет мира, соль земли, врач больных, вождь слепых, наставник заблудших, учитель и светильник, око тела церковного, путь и дверник, ключарь и делатель и строитель, купец, гостинник, страж и пастырь, воевoда, и судия, и властитель, воспитатель и жрец, высокий холм, дом тайны, столп премудрости, Божьи уста, дающий мир миру, Ангел Господень, Небесная Труба, Нудитель Богу, миру молитвенник, подражатель Господень, кормчий, источник».
Правило 64-е VI Вселенского Собора гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину отверзати ухо приявших благодать учительского слова, и от них поучатися божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Бог по слову Апостола... Как и Григорий Богослов глаголет: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцою, почто делаешися главою, будучи ногою, почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов». И в другом месте повелевает Премудрость: «Не буди скор в словах, не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти». Аще кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило, на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного».
— Вот слова непогрешимого соборного определения, вот истинный голос Святой Церкви Христовой, которая есть Столп и Утверждение Истины.
Но поистине верны слова Давида пророка: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 1-2). А понеже не бывает ученик выше учителя своего, и нам, верным рабам Его, пастырям, бывает вражда, и досаждение, и гонение, — и от кого же? — от наших духовных детей!
Дети, дети! Забываете вы слово Апостольское: Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, ибо они бодрствуют о душах ваших яко слово воздати хотяще, да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие (Евр. 13, 17).
Забываете Вы, что Христос сказал нам, ученикам Его:
Отметающийся вас, Мене отметается (Лк. 10, 16).
Если вас не примут в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). И выходя, отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них (Лк. 9, 5).
Не вспоминаются Вам и трогательные слова Спасителя:
Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как кокош собирает птенцы своя под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38).
Змии, порождения ехиднины, како убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 33-35).
Господь да подаст каждому из вас, духовная наша чада, божественную силу смирить и совершенно попрать бесовскую гордыню, склонить непокорную главу под благодать и власть полномочного посланника Божия — Пастыря Церкви. Чтобы каждый из нас, священников, мог сказать Праведному Судии: Вот я и дети, которых дал мне Бог (Ис. 8, 18), и никто из них не погиб, только весьма немногое число неисправимых гордецов, зачерствелых мятежников, до конца не восхотевших пoкориться проповеданному им Слову Божию. Аминь.
Вы удивитесь тому, что я предлагаю мирянам то, что относится к священнику. Но не удивляйтесь. За последнее время так много нового и печального появилось в нашей церковной жизни, что не могу я, как пастырь ваш, этого терпеть. Я должен обратиться к людям паствы своей с вразумлением, научением истине Христовой, и избрал ныне такой способ поучения потому, что это все печальное и волнующее нас и произошло то от незнания вами прав и обязанностей священника.
Выслушайте прежде об обязанностях священника.
«Священник первое и неусыпное должен иметь попечение о том, чтобы врученное ему стадо, т.е. души человеческия, Кровию Христовой искупленныя, привести к вечной блаженной жизни».
«Се тебе, чадо, — говорит священнику архиерей, — се тебе, чадо, Господь поручил священие и службу Страшных Таин, рукоположением моего смирения, при послушестве (свидетельстве) разумных сил Его, в которые (Тайны) желают и сами те ангелы проникнуть.
Твое дело — учиться закону Господню день и ночь, а также заповедям прехвальных Апостолов, и правилам Св. Отцов Вселенских семи и Поместных соборов последовать.
Божественные Писания, содержащие Жизнь Вечную, прилежно должен ты читать, и, найдя правильное их толкование (в творениях Св. Отцов и Соборных определениях), так наставлять своих духовных детей: таким-то образом и возможно будет тебе спасти себя и слушающих тебя. Ты удобно найдешь истинное разумение сокровенной премудрости, если, смиряя постом душу свою, будешь вопиять к Наставнику премудрости и Подателю смысла Богу вместе с пророком Его Давидом: Я раб Твой, Спасе, вразуми меня и узнаю Правду Твою, возрадуюсь о Твоих словесах, как получающий великую прибыль, превосходящую многие тысячи золота и серебра (Пс. 118, 125; 162; 72). Тогда и от Господа примешь действенный ответ: Вот Я дал закон Мой в сердце твое, и слова Мои во уста твои, чтобы ты говорил то, что Я заповедал.
На это дело, чадо мое, избрал тебя Бог от братьев твоих и поставил тебя пророком в людях Своих. (Не сам собою кто-либо честь принимает, но тот, кто призван Богом).
Будь послушен правилам Св. Апостолов и семи Вселенских и Девяти Поместных соборов и прочих Божественных Писаний. На них, как на камне веры, созидай храмину (дом) жизни своей, а не на песке мира сего сует, чтобы быть тебе непоколебимым при нападении волн и ветров демонских.
Приобрети любовь, кротость, целомудрие, пощение, трезвение, удержание от всех страстей. Не будь кощунником, игроком, сквернословом, буйным, гордым, величавым, гневливым, наглым, безстыдным, пьяницей, любителем пиров. Не будь лихоимцем, ростовщиком, мятежникам, ропотником, поручителем за других. Никого не ударь, не закалай животных, безвременно не принимай питья, но в надлежащее время, в закон и в славу Божию.
Если будут на свадьбе игры и пляски, уходи прежде их начала. Не ходи на те свадьбы, где муж женится на разведенной, или жена идет за мужа, первую жену отпустившего, или если кто сочетается из близких родственников.
Не ходи на обед незваным.
Одежду носи долгую из приличного духовенству материала, не пеструю, и без украшений мирских. Не читай запрещенных книг, не занимайся чарованиями, заговорами; не предавайся азартным играм в карты, шахматы, шашки и во что либо им подобное; от всего этого удались.
Наставляй своих детей, учи доброму пути, будь вне всякого нарекания, потому что горе тому, которым соблазн приходит».
И многому другому поучает ставленника архиерей, и все эти наставления сводятся к одному, чтобы он был добрым служителем Христа, и был бы, по Апостолу, образцом для верующих словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (см. 1 Тим. 4, 12).
Много-много тяжелых обязанностей лежит на священнике.
Послушайте теперь, какие он и великие имеет права.
«Вот даю вам власть наступать на змею и скорпию и на всю силу вражию, и не сможет вам вредить (Лк. 10, 19).
Елика свяжете на земли, будут связана на небеси, елика разрешите на земли, будут разрешена на небеси (Мф. 16, 19).
Кто принимяет вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня (Мф. 10, 40).
Если где не примут вас, выходя из дома того, отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них, истинно говорю вам, в день суда Содому и Гоморре отраднее будет, нежели дому или граду тому (Мф. 10, 14-15).
Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 20).
Не позволяй сокращать Божию службу, таковым челoвекоугодникам рассыплет Бог кости, как говорит Давид.
Возбраняй мирянам ходить в алтарь, ибо он — токмо попом и диаконом.
В церкви не давай повествовать суетных и тщеславных бесед (разговоров). Как говорит Иоанн Златоуст — Безчинствующих в церкви, как губителей и злодеев, наполненных множеством зла, необходимо изгонять из церкви. Если безчинствуют во время службы, прерви службу, а им запрети. Этим и им пользу сделаешь и себе приобретение.
У нераскаянных не бери приноса (просфоры).
По мере грехов запрещай с разсуждением, и епитимью давай по силе кающегося.
Непокорного и неисправляющегося и от церкви отлучи, и от себя отгони, пока не обратится к тебе и смирится».
А вот имена священника, присвоенные ему по словесам Господа и святых Его:
«Свет мира, соль земли, врач больных, вождь слепых, наставник заблудших, учитель и светильник, око тела церковного, путь и дверник, ключарь и делатель и строитель, купец, гостинник, страж и пастырь, воевoда, и судия, и властитель, воспитатель и жрец, высокий холм, дом тайны, столп премудрости, Божьи уста, дающий мир миру, Ангел Господень, Небесная Труба, Нудитель Богу, миру молитвенник, подражатель Господень, кормчий, источник».
Правило 64-е VI Вселенского Собора гласит: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину отверзати ухо приявших благодать учительского слова, и от них поучатися божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Бог по слову Апостола... Как и Григорий Богослов глаголет: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцою, почто делаешися главою, будучи ногою, почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов». И в другом месте повелевает Премудрость: «Не буди скор в словах, не распростирайся убог сый с богатым; не ищи мудрых мудрейший быти». Аще кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило, на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного».
— Вот слова непогрешимого соборного определения, вот истинный голос Святой Церкви Христовой, которая есть Столп и Утверждение Истины.
Но поистине верны слова Давида пророка: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 1-2). А понеже не бывает ученик выше учителя своего, и нам, верным рабам Его, пастырям, бывает вражда, и досаждение, и гонение, — и от кого же? — от наших духовных детей!
Дети, дети! Забываете вы слово Апостольское: Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, ибо они бодрствуют о душах ваших яко слово воздати хотяще, да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие (Евр. 13, 17).
Забываете Вы, что Христос сказал нам, ученикам Его:
Отметающийся вас, Мене отметается (Лк. 10, 16).
Если вас не примут в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). И выходя, отрясите прах от ног ваших во свидетельство на них (Лк. 9, 5).
Не вспоминаются Вам и трогательные слова Спасителя:
Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как кокош собирает птенцы своя под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38).
Змии, порождения ехиднины, како убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 33-35).
Господь да подаст каждому из вас, духовная наша чада, божественную силу смирить и совершенно попрать бесовскую гордыню, склонить непокорную главу под благодать и власть полномочного посланника Божия — Пастыря Церкви. Чтобы каждый из нас, священников, мог сказать Праведному Судии: Вот я и дети, которых дал мне Бог (Ис. 8, 18), и никто из них не погиб, только весьма немногое число неисправимых гордецов, зачерствелых мятежников, до конца не восхотевших пoкориться проповеданному им Слову Божию. Аминь.