Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы собрались в храм Божий для того, чтобы почтить память великого угодника святителя Иоанна Златоуста. Когда мы молимся за Литургией, то ощущаем великую благодать. А сегодня мы получили сугубую благодать, так как с нами молился у престола Божия великий угодник Божий святой Иоанн Златоуст, который является составителем Божественной Литургии. Во время Литургии отверзается небо, и ангелы нисходят на землю для того, чтобы соучаствовать великой Тайне Божией. Господь наш Иисус Христос во время Литургии закалается (распинается) за нас грешных и проливает Свою Кровь; и здесь все мы слышим священническое возглашение: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое еже за вы ломимое во оставление грехов, пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Здесь происходит великая Тайна пресуществления Святых Даров, где хлеб пресуществляется в Тело Господа нашего Иисуса Христа, вино пресуществляется в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и мы, все верующие христиане, причащаемся этих Великих Таин Христовых.
Нам надо благодарить день и ночь Господа нашего Иисуса Христа за такое благодеяние к нам, грешным. И вот мы, дорогие братия и сестры, воздадим благодарения сегодня и святителю Иоанну Златоусту, который составил Божественную Литургию, в которой мы получаем неизреченную благодать, в которой мы непосредственно соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом во время причащения Святых Его Таин. Об этом только мечтали Ветхозаветные пророки и праотцы, а мы, христиане, являемся очевидцами и исполнителями этой великой Тайны.
Как же мы возблагодарим великого угодника святого Иоанна Златоуста за такое неоценимое сокровище, за составление для нас Божественной Литургии? Мы можем возблагодарить Святителя, если будем как можно чаще посещать Божественную Литургию, составленную им.
У нас позволяет к этому время, но порой мы забываем, какую великую пользу мы получаем во время молитвы за Литургией. Литургия идет два часа, но за неимением времени мы можем удалить один час, это всем приемлемо. [...] Это время охватывает основные моменты, происходящие в Божественной Литургии.
В частности, первый момент — чтение Евангелия, где мы слышим Слово Божие. Второй момент — Херувимская песнь, в этот момент происходят страдания Спасителя и его Распятие на Кресте, снятие со Креста, положение во Гроб и Его Воскресение.
Третий момент — Пресуществление Святых Даров во время исполнения «Тебе поем». Здесь хлеб пресуществляется в Тело Господа нашего Иисуса Христа, и вино — в Кровь Спасителя.
Четвертый момент — во время пения молитвы «Отче наш», мы призываем Отца Небесного, чтобы Он дал нам хлеб насущный на каждый день, простил нам грехи, и чтобы Господь избавил нас от разных искушений, и видимых, и невидимых врагов.
В эти основные моменты Литургии мы можем молиться о спасении своей души и также и других близких и знакомых и родных и всех знаемых и незнаемых, как о живых, так и о умерших. За один час мы можем приобрести обильную благодать для своей души и через чистосердечную молитву помочь нашим близким.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о совершении Божественной Литургии: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному, и весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения... Тогда и ангелы предстоят священнику, и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг жертвенника наполняется ими в честь Возлежащего на нем. В этом достаточно удостоверяют самые действия, совершаемые тогда. Я некогда слышал такой рассказ одного человека: некоторый пресвитер, муж дивный и неоднократно видевший откровения, говорил, что он некогда был удостоен такого видения, именно во время службы вдруг увидел, сколько было ему возможно, множество ангелов, одетых в светлые одежды, окружавших жертвенник и поникших главами, подобно воинам, стоявшим в присутствии царя. И я верю этому. Также некто другой рассказывал мне, не от другого узнавши, но удостоившись сам видеть и слышать, что готовящихся отойти отсюда, если они причастятся Таин с чистою совестию, при последнем издыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда ради принятых ими Таин».
Какую огромную пользу получаем все мы, христиане, посещая храм Божий, об этом святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Радуюсь о вас, которые находитесь здесь, скорблю о тех, которых нет, скорблю крепко, болезную и сокрушаюсь сердцем. Ибо кто, хотя самый недоступный для скорби, не будет скорбеть, видя, что к диавольским делам люди более оказывают усердие? Если бы мы и равное оказывали, не имели бы никакого извинения и оправдания, а когда мы оказываем большее, — чем можем оправдать себя? Когда надобно идти в церковь, то, как будто должно лишиться какого-нибудь высокого места и чина, бывают медленны и ленивы, сходив, гордятся тем, как бы они обязали чем-нибудь самого Бога.
А желал бы я знать, где теперь они находятся, что делают, чем занимаются более необходимым настоящего нашего занятия? Верно, они беспокоятся о житейских, исполненных суеты делах. Если бы находился здесь ты, человек, ты был бы в тишине и пристани. Покойно проводил бы ты здесь время, слушая Божественную службу. Здесь нет волн, нет шума, здесь слышишь только благословение, молитвы, духовные беседы, отсюда переносишься на небо и выходишь, вынося с собою залог Царствия Небесного. Для чего же ты оставляешь столь богатую трапезу и меняешь ее на гораздо худшую? Для чего бросаешь пристань, а избираешь вместо тишины волнение? Те, кои не ходят в церковь, хуже жестоковыйных оных Иудеев, возмутителей против Бога, присно противящихся Святому Духу. Если бы им сказали священники, что должно бросить дела на семь, на десять, на двадцать, на тридцать дней, — они не стали бы противоречить. Между тем, что несноснее той праздности, ради которой они запирают двери, ни огня не зажигают, ни воды не носят, ни за другие, равно нужные, дела не позволяют взяться? Как оковами связаны они праздностию и, однако же, не противоречат. Но я вовсе не требую, что-бы ты ничего не делал семь или десять дней. Дай мне только два часа в день, прочие возьми себе, а ты и этого не хочешь уделить мне! Но что я говорю? Не мне удели два часа, а себе же самому, для того, чтобы хотя какое-нибудь утешение получить тебе от молитвы отцев, пойти домой, исполнившись благословений, выйти, со всех сторон оградивши себя и получивши духовное оружие, быть недоступным и необоримым для врага. Скажи мне, пожалуй: что может быть приятнее того, как находиться здесь? Что было бы лучше того, если бы можно было проводить здесь целые дни? Что безопаснее сего? Где мы можем иметь столько братий? Где ощутительнее действует Святый Дух? Где ходатай наш Иисус Христос и Отец Его? Где ты найдешь подобный совет, подобное общество? Сколько здесь благ получить можно от Таинственной Трапезы, от чтения, от благословений, от молитв, от самого общества!
Не оставляй, возлюбленный, чаще посещать святую Церковь. Если мучит тебя какая-нибудь тоска, здесь она рассеется, если заботы житейские, здесь оставят тебя, если безумные страсти, здесь укротятся. Ели бы ты ходил сюда как можно чаще, забыл бы все неудовольствия, которые терпишь вне. Но поелику ты удаляешься и убегаешь отсюда, оттого всякий раз губишь все те блага, которые получаешь здесь от слушания Божественных писаний, и теряешь мало-помалу богатство свое в мирских собраниях и беседах. А чтобы увериться в истине сего, для этого вы, когда выйдете отсюда, постарайтесь увидеться с теми, кои не были нынче в церкви, и заметьте, какое различие между вашим благодушием и их беспокойством. Не столько прекрасна и любезна невеста в своем чертоге, сколько достойна удивления и чести душа в церкви, издавая от себя духовные благовония. Ибо кто приходит сюда с верою и усердием, тот выносит с собою бесчисленные сокровища. Ему стоит только отворить уста, и он тотчас исполнит всяким благовонием и духовным богатством того, кто вступит с ним в разговор. Хотя бы тысячи бед встретились ему, он легко перенесет их, получив здесь наилучший урок в терпении и любомудрии из Божественного Писания. И как тот, кто всегда стоит на скале, презирает нападение волн, так и тот, кто постоянно ходит на богослужение и внимает слову Божию, утвердив себя как бы на скале, на правильном суждении о вещах, не может быть уловлен мирскими предметами, потому что стоит выше всего житейского. Там он получает великую пользу не только от поучения, но и от молитв, от благословения Отца, от взаимного общения, от любви братий, и таким образом выходит отсюда, получивши великое оживление для души своей, и приносит домой бесчисленные блага».
Дорогие братия и сестры! Не будем терять драгоценного времени, полюбим храм Божий, уделим хотя бы один час ежедневно на молитву за Божественной Литургией. Какое великое сокровище приобретем мы для своей души и спасения душ наших близких, как живых, так и умерших!
Попросим сегодня великого угодника Божия святого Иоанна Златоуста, чтобы по его молитвам Господь дал нам ревность о любви храма Божия, ибо только в храме Божием мы можем иметь тесное общение со Христом и получить благодать Святого Духа, чтобы наследовать Царство Небесное. Аминь!
9 февраля 1983 года, Св. Троице-Сергиева Лавра
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы собрались в храм Божий для того, чтобы почтить память великого угодника святителя Иоанна Златоуста. Когда мы молимся за Литургией, то ощущаем великую благодать. А сегодня мы получили сугубую благодать, так как с нами молился у престола Божия великий угодник Божий святой Иоанн Златоуст, который является составителем Божественной Литургии. Во время Литургии отверзается небо, и ангелы нисходят на землю для того, чтобы соучаствовать великой Тайне Божией. Господь наш Иисус Христос во время Литургии закалается (распинается) за нас грешных и проливает Свою Кровь; и здесь все мы слышим священническое возглашение: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое еже за вы ломимое во оставление грехов, пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Здесь происходит великая Тайна пресуществления Святых Даров, где хлеб пресуществляется в Тело Господа нашего Иисуса Христа, вино пресуществляется в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и мы, все верующие христиане, причащаемся этих Великих Таин Христовых.
Нам надо благодарить день и ночь Господа нашего Иисуса Христа за такое благодеяние к нам, грешным. И вот мы, дорогие братия и сестры, воздадим благодарения сегодня и святителю Иоанну Златоусту, который составил Божественную Литургию, в которой мы получаем неизреченную благодать, в которой мы непосредственно соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом во время причащения Святых Его Таин. Об этом только мечтали Ветхозаветные пророки и праотцы, а мы, христиане, являемся очевидцами и исполнителями этой великой Тайны.
Как же мы возблагодарим великого угодника святого Иоанна Златоуста за такое неоценимое сокровище, за составление для нас Божественной Литургии? Мы можем возблагодарить Святителя, если будем как можно чаще посещать Божественную Литургию, составленную им.
У нас позволяет к этому время, но порой мы забываем, какую великую пользу мы получаем во время молитвы за Литургией. Литургия идет два часа, но за неимением времени мы можем удалить один час, это всем приемлемо. [...] Это время охватывает основные моменты, происходящие в Божественной Литургии.
В частности, первый момент — чтение Евангелия, где мы слышим Слово Божие. Второй момент — Херувимская песнь, в этот момент происходят страдания Спасителя и его Распятие на Кресте, снятие со Креста, положение во Гроб и Его Воскресение.
Третий момент — Пресуществление Святых Даров во время исполнения «Тебе поем». Здесь хлеб пресуществляется в Тело Господа нашего Иисуса Христа, и вино — в Кровь Спасителя.
Четвертый момент — во время пения молитвы «Отче наш», мы призываем Отца Небесного, чтобы Он дал нам хлеб насущный на каждый день, простил нам грехи, и чтобы Господь избавил нас от разных искушений, и видимых, и невидимых врагов.
В эти основные моменты Литургии мы можем молиться о спасении своей души и также и других близких и знакомых и родных и всех знаемых и незнаемых, как о живых, так и о умерших. За один час мы можем приобрести обильную благодать для своей души и через чистосердечную молитву помочь нашим близким.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о совершении Божественной Литургии: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному, и весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения... Тогда и ангелы предстоят священнику, и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг жертвенника наполняется ими в честь Возлежащего на нем. В этом достаточно удостоверяют самые действия, совершаемые тогда. Я некогда слышал такой рассказ одного человека: некоторый пресвитер, муж дивный и неоднократно видевший откровения, говорил, что он некогда был удостоен такого видения, именно во время службы вдруг увидел, сколько было ему возможно, множество ангелов, одетых в светлые одежды, окружавших жертвенник и поникших главами, подобно воинам, стоявшим в присутствии царя. И я верю этому. Также некто другой рассказывал мне, не от другого узнавши, но удостоившись сам видеть и слышать, что готовящихся отойти отсюда, если они причастятся Таин с чистою совестию, при последнем издыхании окружают ангелы и препровождают их отсюда ради принятых ими Таин».
Какую огромную пользу получаем все мы, христиане, посещая храм Божий, об этом святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Радуюсь о вас, которые находитесь здесь, скорблю о тех, которых нет, скорблю крепко, болезную и сокрушаюсь сердцем. Ибо кто, хотя самый недоступный для скорби, не будет скорбеть, видя, что к диавольским делам люди более оказывают усердие? Если бы мы и равное оказывали, не имели бы никакого извинения и оправдания, а когда мы оказываем большее, — чем можем оправдать себя? Когда надобно идти в церковь, то, как будто должно лишиться какого-нибудь высокого места и чина, бывают медленны и ленивы, сходив, гордятся тем, как бы они обязали чем-нибудь самого Бога.
А желал бы я знать, где теперь они находятся, что делают, чем занимаются более необходимым настоящего нашего занятия? Верно, они беспокоятся о житейских, исполненных суеты делах. Если бы находился здесь ты, человек, ты был бы в тишине и пристани. Покойно проводил бы ты здесь время, слушая Божественную службу. Здесь нет волн, нет шума, здесь слышишь только благословение, молитвы, духовные беседы, отсюда переносишься на небо и выходишь, вынося с собою залог Царствия Небесного. Для чего же ты оставляешь столь богатую трапезу и меняешь ее на гораздо худшую? Для чего бросаешь пристань, а избираешь вместо тишины волнение? Те, кои не ходят в церковь, хуже жестоковыйных оных Иудеев, возмутителей против Бога, присно противящихся Святому Духу. Если бы им сказали священники, что должно бросить дела на семь, на десять, на двадцать, на тридцать дней, — они не стали бы противоречить. Между тем, что несноснее той праздности, ради которой они запирают двери, ни огня не зажигают, ни воды не носят, ни за другие, равно нужные, дела не позволяют взяться? Как оковами связаны они праздностию и, однако же, не противоречат. Но я вовсе не требую, что-бы ты ничего не делал семь или десять дней. Дай мне только два часа в день, прочие возьми себе, а ты и этого не хочешь уделить мне! Но что я говорю? Не мне удели два часа, а себе же самому, для того, чтобы хотя какое-нибудь утешение получить тебе от молитвы отцев, пойти домой, исполнившись благословений, выйти, со всех сторон оградивши себя и получивши духовное оружие, быть недоступным и необоримым для врага. Скажи мне, пожалуй: что может быть приятнее того, как находиться здесь? Что было бы лучше того, если бы можно было проводить здесь целые дни? Что безопаснее сего? Где мы можем иметь столько братий? Где ощутительнее действует Святый Дух? Где ходатай наш Иисус Христос и Отец Его? Где ты найдешь подобный совет, подобное общество? Сколько здесь благ получить можно от Таинственной Трапезы, от чтения, от благословений, от молитв, от самого общества!
Не оставляй, возлюбленный, чаще посещать святую Церковь. Если мучит тебя какая-нибудь тоска, здесь она рассеется, если заботы житейские, здесь оставят тебя, если безумные страсти, здесь укротятся. Ели бы ты ходил сюда как можно чаще, забыл бы все неудовольствия, которые терпишь вне. Но поелику ты удаляешься и убегаешь отсюда, оттого всякий раз губишь все те блага, которые получаешь здесь от слушания Божественных писаний, и теряешь мало-помалу богатство свое в мирских собраниях и беседах. А чтобы увериться в истине сего, для этого вы, когда выйдете отсюда, постарайтесь увидеться с теми, кои не были нынче в церкви, и заметьте, какое различие между вашим благодушием и их беспокойством. Не столько прекрасна и любезна невеста в своем чертоге, сколько достойна удивления и чести душа в церкви, издавая от себя духовные благовония. Ибо кто приходит сюда с верою и усердием, тот выносит с собою бесчисленные сокровища. Ему стоит только отворить уста, и он тотчас исполнит всяким благовонием и духовным богатством того, кто вступит с ним в разговор. Хотя бы тысячи бед встретились ему, он легко перенесет их, получив здесь наилучший урок в терпении и любомудрии из Божественного Писания. И как тот, кто всегда стоит на скале, презирает нападение волн, так и тот, кто постоянно ходит на богослужение и внимает слову Божию, утвердив себя как бы на скале, на правильном суждении о вещах, не может быть уловлен мирскими предметами, потому что стоит выше всего житейского. Там он получает великую пользу не только от поучения, но и от молитв, от благословения Отца, от взаимного общения, от любви братий, и таким образом выходит отсюда, получивши великое оживление для души своей, и приносит домой бесчисленные блага».
Дорогие братия и сестры! Не будем терять драгоценного времени, полюбим храм Божий, уделим хотя бы один час ежедневно на молитву за Божественной Литургией. Какое великое сокровище приобретем мы для своей души и спасения душ наших близких, как живых, так и умерших!
Попросим сегодня великого угодника Божия святого Иоанна Златоуста, чтобы по его молитвам Господь дал нам ревность о любви храма Божия, ибо только в храме Божием мы можем иметь тесное общение со Христом и получить благодать Святого Духа, чтобы наследовать Царство Небесное. Аминь!
9 февраля 1983 года, Св. Троице-Сергиева Лавра