Елеон
Сегодня своими духовными очами мы видим, дорогие мои, как из города Иерусалима вышел Господь Иисус Христос, окруженный учениками, и, беседуя, медленно направился с ними на вершину горы Елеонской.
Эта гора расположена совсем рядом со священной столицей Палестины. Одиннадцать лет тому назад Господь удостоил меня идти тем же путем на Елеонскую гору. Какое это счастье для верующего сердца!
У подножия этой горы распростерся Гефсиманский сад, и перед входом в него подземный храм на месте погребения Божией Матери. А за Гефсиманским садом, остатки которого со времен Спасителя сохраняются доселе, дорога извилисто поднимается кверху. Надо пройти мимо женского монастыря, расположенного примерно на середине между подошвой и вершиной горы, и дальше направляться уже прямой дорогой. Под ногами земля, сильно истертая стопами многочисленных паломников. По обе стороны широкой дороги — оливковые деревья, растущие так близко друг от друга, что местами ветви их сплетаются вместе и над головой образуется как бы зеленый шатер. Потом эти деревья раздвигаются и паломник входит на вершину.
В дни Своего земного подвига Спаситель любил сюда восходить для уединенной молитвы. Сейчас Он идет в окружении апостолов, которые не знают, что через немного минут расстанутся видимо со своим Божественным Учителем.
Он оставил им последнее завещание — не уходить никуда из Иерусалима, пока, согласно Его обещанию, не сойдет Дух Святый. Его Он пошлет от Отца Небесного для того, чтобы Он пребывал в Церкви Христовой до скончания века, питая, укрепляя, утешая и спасая для жизни вечной всех тех, кто пойдет по зову Христову за своим Спасителем.
Окончилась на горе последняя речь Госиода Иисуса Христа. Он благословил учеников и, продолжая благословлять, стал подыматься в небесную высоту. Вскоре облако скрыло Его от глаз апостолов, которые поклонились Вознесшемуся Господу и вернулись в Иерусалим, как говорят святые евангелисты, с “великою радостью” (Лк. 24, 52).
Они радовались тому обещанию, которое Господь оставил, — быть с ними и со всеми верующими до “скончания века” (Мф. 28, 20).
Они были утешены словами Господа о том, что скоро, хотя дня Он не открывал им, Он ниспошлет Духа Святаго, Который напомнит им, по слову Христову, обо всем, чему учил их Христос, наставит их на всякую истину и будет их Спутником, Утешителем на всех путях их жизни земной и их апостольского подвига (см.: Ин. 14).
Может быть, дорогие мои, чей-нибудь пытливый ум спросит: почему угодно было Господу вознестись на небо и прекратить Свое видимое пребывание на земле? Проникнуть в тайны Промысла Божия мы не могли бы своим малым, ограниченным человеческим умом, если бы на этот вопрос не ответил бы нам Сам Христос.
Прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечери, Он им много говорил о Своем предстоящем отшествии с земли и возвращении в место славы вечной, к Своему Небесному Отцу. Как бы отвечая нашей пытливой мысли, почему Он не остался на земле, чтобы радовать, утешать и укреплять людей Своим видимым земным пребыванием, Христос сказал в Своей прощальной беседе с учениками: “…лучше для вас, чтобы Я пошел”; “…Я иду к Отцу Моему…”; “…Аз умолю Отца о вас…” (Ин. 16, 7; 10; 26).
Господь вознесся на небо в прославленном человеческом теле, в том теле, в котором Он до крестной смерти жил на земле и которое преобразилось в Нем по Воскресении. И мы должны радоваться тому, что наша человеческая природа так возвеличена и так возвышена Господом Иисусом Христом, что Он благоволил в Пречистом теле Своем вознестись на небо, чтобы наше человеческое естество поставить выше херувимов и серафимов, чтобы в нем пребывать и в тот день, о котором ведомо только одному Господу, вновь прийти для суда над всем родом человеческим.
Теперь Он — наш Небесный Ходатай перед Отцом Своим (см.: Ин. 2, 1). Он — Источник всяческих благ. Возносясь, Он продолжал благословлять учеников, оставляемых Им на земле, и продолжает раздавать благословения всем верующим в Него.
Если бы Он остался на земле, Он был бы в пределах только Палестины и Его благословения продолжали бы принимать только те, кто Его видел, Кто к Нему подходил и к кому Он ходил, путешествуя из города в город. А с высоты небесной Он обнимает Своим благословением всю вселенную. Все мы, верующие в Него, когда с верой и молитвой обращаемся ко Господу, принимаем Его Божественные благословения.
В Палестине Он раздавал Свои благодеяния только тем, с кем Он соприкасался. Сейчас Он простирает руку Своей милости, Своей помощи всем верующим в Него, где бы, на каком конце земли этот верующий не проживал и с какого конца земли не простирал бы к Нему своих воздыханий, своих просьб.
Может быть, встает и другой вопрос перед мыслью человека: почему же не остался Спаситель ради тех, кто еще не знал Его, или ради заблудших, которых надо исправить, ради грешников, которых надо было привести к покаянию?
Господь Спаситель отвечает и на этот вопрос нашего ума. Он сказал в дни Своей земной жизни: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32). Господь вознесся на небо, чтобы оттуда всех привлекать к Себе: и не знающих Его, и заблудшихся о Нем, и грешных, нуждающихся в помиловании.
Смотрите. Вот иудеи кричат в ожесточении своих сердец: “Возьми, возьми, распни Его”. Вот они издеваются над ним, умирающим на кресте (см.: Мк. 15, 13-32). А в день сошествия Святого Духа на апостолов, через немного дней после этого проявления крайнего озлобления иудейских душ, апостол Петр произносит свою первую проповедь, уже озаренный Духом Святым. И что же говорит священный писатель книги Деяний апостольских: “Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?” И святой апостол призвал их к покаянию и принятию святого крещения “для прощения грехов”(Деян. 2, 37-38).
Вот что сделал Господь через Духа Святаго. Тысячную толпу народа привел к Своим ногам через эту проповедь.
А почему язычники стали разбивать своих идолов и тысячами стали обращаться ко Христу? Кто, как не Он, исполняя Свое Божественное обещание, привлекал эти человеческие сердца и звал их идти за Собой? Кто, как не Он, воздвигнувший в Святой Церкви Своей апостолов и великих пастырей?!
Кто дает чудодейственную силу останкам святых угодников Божиих? Почему многие из этих останков сохраняются нетленными до наших дней? Что это, как не сила Божия? Кто это творит, как не Тот, Кто эту силу Свою раздает верующим в Него и этой силой совершает чудеса?!
А кто нас с вами, дорогие, слабых и грешных, призывает в храм Божий для покаяния и исторгает из наших грешных сердец покаянные вздохи и слезы? Кто нас влечет сюда с бременем тяжким, греховным, с горячим желанием это бремя тяжкое сложить у ног Христовых? Конечно, Тот, Кто сказал о Себе: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Всех Он зовет и влечет идти за Собой. И кто не закрывает своих ушей и дверей своего сердца, кто слышит этот голос Божий, тот идет за своим Господом, и исполняется на нем обещание Христово.
И если разум человеческий задумается над тем, почему Господь Иисус Христос не остался на земле ради верующих в Него, ради тех, кто терпит скорби и болезни, чтобы утешать этих скорбящих и страдающих на земле, — Господь Иисус Христос сказал бы то, что и ученикам Своим: “…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…” (Ин. 16, 7).
Как бы так говорит Он ученикам Своим: “Вы видели Меня Сына Божия и во Мне Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы — Дух Святый Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца”.
Он сказал и в пятидесятый день по Своем Воскресении, в десятый день но Своем Вознесении ниспослал Святого Духа на учеников, а через них и на всех верующих в Него, входящих в ограду Святой Православной Христовой Церкви.
Вы знаете, мои дорогие, какие чудеса творит Дух Святый в сердцах людей!
Ведь многие из святых пришли к вершинам своей святости не от дней младенчества, а пройдя через путь греха и погрязая в этих грехах. Но, повинуясь голосу свыше идти к небу, оставили эти грехи и с помощью Духа Святаго соделались чистыми, святыми и праведными. И в сердцах истинно верующих людей стали произрастать прекрасные, благоухающие духовным ароматом цветы и плоды Духа Святаго, о которых говорит апостол Павел: “…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23).
Дух Святый является в то же время источником утешения для всех скорбящих и унывающих, молящихся Ему любимыми словами нашего верующего сердца: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… нрииди и вселися в ны…” И но молитвам верующих Дух Святый, ниспосланный нам для нашего научения и утешения, снисходит в сердца верующих людей и помогает нам переносить скорби, болезни и украшаться небесной нетленной красотой.
Может быть, кто-либо продолжит свои вопросы, обращенные ко Господу: почему Он не остался с нами, чтобы продолжать научать нас, как надо жить? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим: “В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14, 2-3).
Для всех, кто верует в Господа, приготовлены места в Небесном Царстве Божием от самой вечности. Но грехи ваши закрыли двери, ведущие в ваше небесное жилище. Я и иду открыть эти двери!
Там, у врат Своего Небесного Царства, Он будет ждать бессмертные души всех тех, кто шел, идет и пойдет за своим Господом на земном своем пути. А для научения тому, как надо жить, как надо спасаться для жизни вечной, Он оставил святое евангельское слово, этот неисчерпаемый благодатный кладезь воды живой!
Итак, дорогие мои, в свете Вознесения Христова для вас ясен наш земной путь и понятно нашему сердцу, почему Господь вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении.
Он сошел на землю нас ради человек и нашего ради спасения. Он вознесся на небеса ради нас. Он всё делает для нашего блага. Он никому не хочет зла, Он хочет только одного добра. Он хочет проявить ко всем нам Свою Отеческую любовь, и во имя этой любви к людям Он не перестает нас звать идти за Собой, продолжая благословлять и укреплять нас на каждом шагу нашей земной жизни.
А Его мы желаем для самих себя? Так много делает для нас Господь, а что мы делаем для себя, для вечного спасения души, вечного соединения с Господом своим? Господь говорит: “…стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…” (Откр. 3, 20). Слышим ли мы этот голос, которым Господь стучится в сердце каждого из пас? Вглядываемся ли мы в глубину нашего сердца, вслушиваемся ли в голос пашей совести, чтобы ощутить всю силу этого зова Христова?
Христос повелел в Своих храмах, в Церкви Своей держать всегда открытым судилище покаяния, чтобы каждый грешник, приходя сюда, раскаиваясь в грехах своих, получал здесь благодать покаяния. Здесь преломляется Тело Христово, здесь изливается Кровь Христова для вечного насыщения пашей души, алчущей и жажду щей среди житейской суеты. Спешим ли мы питаться благодатью Божией и Нетленной Пищей?
Слово Божие нам говорит, что в Царство Небесное не войдут грязные, блудные, нераскаянные грешники. Войдут в него только те, кто будет иметь одежду, достойную вечного Царства, одежду, созданную из веры, молитвы, поста, милосердия, целомудрия, воздержания, кротости, снисходительности, всепрощения. И вот такую одежду из дел добрых готовим ли мы для своей души, чтобы войти в Царство Небесное Отца достойными вечной радости?
Ведь смерть стоит у некоторых из нас, может быть, уже за плечами, как говорят. И если по завтра, не через год, по непременно придет она.
Страшно уподобиться юродивым девам, у которых не оказалось в светильниках елея, когда пришел в полночь жених и закрыл двери. Они стучались, и он сказал: “Не знаю вас”. Сказал Господь Иисус Христос эту притчу, чтобы научить всех нас быть мудрыми девами, чтобы в светильниках душ наших всегда горел елей молитвы, добрых дел, чтобы смерть не застала пас так, как застигло этих юродивых дев пришествие в полночь жениха (см.: Мф. 25, 1-13).
Святая Церковь в праздник Вознесения Христова в своих молитвах и песнопениях поднимает наш взор к небу, туда, куда вознесся Господь Иисус Христос с Елеонской горы.
Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день, напоминать своему грешному сердцу, что там, куда взошел Господь Иисус Христос со Своей прославленной плотию, — наше вечное отечество.
Никогда этого, мои дорогие, не забывайте!
Сказанное в Пименовской церкви г. Москвы 1956 г.
Сегодня своими духовными очами мы видим, дорогие мои, как из города Иерусалима вышел Господь Иисус Христос, окруженный учениками, и, беседуя, медленно направился с ними на вершину горы Елеонской.
Эта гора расположена совсем рядом со священной столицей Палестины. Одиннадцать лет тому назад Господь удостоил меня идти тем же путем на Елеонскую гору. Какое это счастье для верующего сердца!
У подножия этой горы распростерся Гефсиманский сад, и перед входом в него подземный храм на месте погребения Божией Матери. А за Гефсиманским садом, остатки которого со времен Спасителя сохраняются доселе, дорога извилисто поднимается кверху. Надо пройти мимо женского монастыря, расположенного примерно на середине между подошвой и вершиной горы, и дальше направляться уже прямой дорогой. Под ногами земля, сильно истертая стопами многочисленных паломников. По обе стороны широкой дороги — оливковые деревья, растущие так близко друг от друга, что местами ветви их сплетаются вместе и над головой образуется как бы зеленый шатер. Потом эти деревья раздвигаются и паломник входит на вершину.
В дни Своего земного подвига Спаситель любил сюда восходить для уединенной молитвы. Сейчас Он идет в окружении апостолов, которые не знают, что через немного минут расстанутся видимо со своим Божественным Учителем.
Он оставил им последнее завещание — не уходить никуда из Иерусалима, пока, согласно Его обещанию, не сойдет Дух Святый. Его Он пошлет от Отца Небесного для того, чтобы Он пребывал в Церкви Христовой до скончания века, питая, укрепляя, утешая и спасая для жизни вечной всех тех, кто пойдет по зову Христову за своим Спасителем.
Окончилась на горе последняя речь Госиода Иисуса Христа. Он благословил учеников и, продолжая благословлять, стал подыматься в небесную высоту. Вскоре облако скрыло Его от глаз апостолов, которые поклонились Вознесшемуся Господу и вернулись в Иерусалим, как говорят святые евангелисты, с “великою радостью” (Лк. 24, 52).
Они радовались тому обещанию, которое Господь оставил, — быть с ними и со всеми верующими до “скончания века” (Мф. 28, 20).
Они были утешены словами Господа о том, что скоро, хотя дня Он не открывал им, Он ниспошлет Духа Святаго, Который напомнит им, по слову Христову, обо всем, чему учил их Христос, наставит их на всякую истину и будет их Спутником, Утешителем на всех путях их жизни земной и их апостольского подвига (см.: Ин. 14).
Может быть, дорогие мои, чей-нибудь пытливый ум спросит: почему угодно было Господу вознестись на небо и прекратить Свое видимое пребывание на земле? Проникнуть в тайны Промысла Божия мы не могли бы своим малым, ограниченным человеческим умом, если бы на этот вопрос не ответил бы нам Сам Христос.
Прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечери, Он им много говорил о Своем предстоящем отшествии с земли и возвращении в место славы вечной, к Своему Небесному Отцу. Как бы отвечая нашей пытливой мысли, почему Он не остался на земле, чтобы радовать, утешать и укреплять людей Своим видимым земным пребыванием, Христос сказал в Своей прощальной беседе с учениками: “…лучше для вас, чтобы Я пошел”; “…Я иду к Отцу Моему…”; “…Аз умолю Отца о вас…” (Ин. 16, 7; 10; 26).
Господь вознесся на небо в прославленном человеческом теле, в том теле, в котором Он до крестной смерти жил на земле и которое преобразилось в Нем по Воскресении. И мы должны радоваться тому, что наша человеческая природа так возвеличена и так возвышена Господом Иисусом Христом, что Он благоволил в Пречистом теле Своем вознестись на небо, чтобы наше человеческое естество поставить выше херувимов и серафимов, чтобы в нем пребывать и в тот день, о котором ведомо только одному Господу, вновь прийти для суда над всем родом человеческим.
Теперь Он — наш Небесный Ходатай перед Отцом Своим (см.: Ин. 2, 1). Он — Источник всяческих благ. Возносясь, Он продолжал благословлять учеников, оставляемых Им на земле, и продолжает раздавать благословения всем верующим в Него.
Если бы Он остался на земле, Он был бы в пределах только Палестины и Его благословения продолжали бы принимать только те, кто Его видел, Кто к Нему подходил и к кому Он ходил, путешествуя из города в город. А с высоты небесной Он обнимает Своим благословением всю вселенную. Все мы, верующие в Него, когда с верой и молитвой обращаемся ко Господу, принимаем Его Божественные благословения.
В Палестине Он раздавал Свои благодеяния только тем, с кем Он соприкасался. Сейчас Он простирает руку Своей милости, Своей помощи всем верующим в Него, где бы, на каком конце земли этот верующий не проживал и с какого конца земли не простирал бы к Нему своих воздыханий, своих просьб.
Может быть, встает и другой вопрос перед мыслью человека: почему же не остался Спаситель ради тех, кто еще не знал Его, или ради заблудших, которых надо исправить, ради грешников, которых надо было привести к покаянию?
Господь Спаситель отвечает и на этот вопрос нашего ума. Он сказал в дни Своей земной жизни: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32). Господь вознесся на небо, чтобы оттуда всех привлекать к Себе: и не знающих Его, и заблудшихся о Нем, и грешных, нуждающихся в помиловании.
Смотрите. Вот иудеи кричат в ожесточении своих сердец: “Возьми, возьми, распни Его”. Вот они издеваются над ним, умирающим на кресте (см.: Мк. 15, 13-32). А в день сошествия Святого Духа на апостолов, через немного дней после этого проявления крайнего озлобления иудейских душ, апостол Петр произносит свою первую проповедь, уже озаренный Духом Святым. И что же говорит священный писатель книги Деяний апостольских: “Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?” И святой апостол призвал их к покаянию и принятию святого крещения “для прощения грехов”(Деян. 2, 37-38).
Вот что сделал Господь через Духа Святаго. Тысячную толпу народа привел к Своим ногам через эту проповедь.
А почему язычники стали разбивать своих идолов и тысячами стали обращаться ко Христу? Кто, как не Он, исполняя Свое Божественное обещание, привлекал эти человеческие сердца и звал их идти за Собой? Кто, как не Он, воздвигнувший в Святой Церкви Своей апостолов и великих пастырей?!
Кто дает чудодейственную силу останкам святых угодников Божиих? Почему многие из этих останков сохраняются нетленными до наших дней? Что это, как не сила Божия? Кто это творит, как не Тот, Кто эту силу Свою раздает верующим в Него и этой силой совершает чудеса?!
А кто нас с вами, дорогие, слабых и грешных, призывает в храм Божий для покаяния и исторгает из наших грешных сердец покаянные вздохи и слезы? Кто нас влечет сюда с бременем тяжким, греховным, с горячим желанием это бремя тяжкое сложить у ног Христовых? Конечно, Тот, Кто сказал о Себе: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Всех Он зовет и влечет идти за Собой. И кто не закрывает своих ушей и дверей своего сердца, кто слышит этот голос Божий, тот идет за своим Господом, и исполняется на нем обещание Христово.
И если разум человеческий задумается над тем, почему Господь Иисус Христос не остался на земле ради верующих в Него, ради тех, кто терпит скорби и болезни, чтобы утешать этих скорбящих и страдающих на земле, — Господь Иисус Христос сказал бы то, что и ученикам Своим: “…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…” (Ин. 16, 7).
Как бы так говорит Он ученикам Своим: “Вы видели Меня Сына Божия и во Мне Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы — Дух Святый Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца”.
Он сказал и в пятидесятый день по Своем Воскресении, в десятый день но Своем Вознесении ниспослал Святого Духа на учеников, а через них и на всех верующих в Него, входящих в ограду Святой Православной Христовой Церкви.
Вы знаете, мои дорогие, какие чудеса творит Дух Святый в сердцах людей!
Ведь многие из святых пришли к вершинам своей святости не от дней младенчества, а пройдя через путь греха и погрязая в этих грехах. Но, повинуясь голосу свыше идти к небу, оставили эти грехи и с помощью Духа Святаго соделались чистыми, святыми и праведными. И в сердцах истинно верующих людей стали произрастать прекрасные, благоухающие духовным ароматом цветы и плоды Духа Святаго, о которых говорит апостол Павел: “…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23).
Дух Святый является в то же время источником утешения для всех скорбящих и унывающих, молящихся Ему любимыми словами нашего верующего сердца: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… нрииди и вселися в ны…” И но молитвам верующих Дух Святый, ниспосланный нам для нашего научения и утешения, снисходит в сердца верующих людей и помогает нам переносить скорби, болезни и украшаться небесной нетленной красотой.
Может быть, кто-либо продолжит свои вопросы, обращенные ко Господу: почему Он не остался с нами, чтобы продолжать научать нас, как надо жить? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим: “В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14, 2-3).
Для всех, кто верует в Господа, приготовлены места в Небесном Царстве Божием от самой вечности. Но грехи ваши закрыли двери, ведущие в ваше небесное жилище. Я и иду открыть эти двери!
Там, у врат Своего Небесного Царства, Он будет ждать бессмертные души всех тех, кто шел, идет и пойдет за своим Господом на земном своем пути. А для научения тому, как надо жить, как надо спасаться для жизни вечной, Он оставил святое евангельское слово, этот неисчерпаемый благодатный кладезь воды живой!
Итак, дорогие мои, в свете Вознесения Христова для вас ясен наш земной путь и понятно нашему сердцу, почему Господь вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении.
Он сошел на землю нас ради человек и нашего ради спасения. Он вознесся на небеса ради нас. Он всё делает для нашего блага. Он никому не хочет зла, Он хочет только одного добра. Он хочет проявить ко всем нам Свою Отеческую любовь, и во имя этой любви к людям Он не перестает нас звать идти за Собой, продолжая благословлять и укреплять нас на каждом шагу нашей земной жизни.
А Его мы желаем для самих себя? Так много делает для нас Господь, а что мы делаем для себя, для вечного спасения души, вечного соединения с Господом своим? Господь говорит: “…стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…” (Откр. 3, 20). Слышим ли мы этот голос, которым Господь стучится в сердце каждого из пас? Вглядываемся ли мы в глубину нашего сердца, вслушиваемся ли в голос пашей совести, чтобы ощутить всю силу этого зова Христова?
Христос повелел в Своих храмах, в Церкви Своей держать всегда открытым судилище покаяния, чтобы каждый грешник, приходя сюда, раскаиваясь в грехах своих, получал здесь благодать покаяния. Здесь преломляется Тело Христово, здесь изливается Кровь Христова для вечного насыщения пашей души, алчущей и жажду щей среди житейской суеты. Спешим ли мы питаться благодатью Божией и Нетленной Пищей?
Слово Божие нам говорит, что в Царство Небесное не войдут грязные, блудные, нераскаянные грешники. Войдут в него только те, кто будет иметь одежду, достойную вечного Царства, одежду, созданную из веры, молитвы, поста, милосердия, целомудрия, воздержания, кротости, снисходительности, всепрощения. И вот такую одежду из дел добрых готовим ли мы для своей души, чтобы войти в Царство Небесное Отца достойными вечной радости?
Ведь смерть стоит у некоторых из нас, может быть, уже за плечами, как говорят. И если по завтра, не через год, по непременно придет она.
Страшно уподобиться юродивым девам, у которых не оказалось в светильниках елея, когда пришел в полночь жених и закрыл двери. Они стучались, и он сказал: “Не знаю вас”. Сказал Господь Иисус Христос эту притчу, чтобы научить всех нас быть мудрыми девами, чтобы в светильниках душ наших всегда горел елей молитвы, добрых дел, чтобы смерть не застала пас так, как застигло этих юродивых дев пришествие в полночь жениха (см.: Мф. 25, 1-13).
Святая Церковь в праздник Вознесения Христова в своих молитвах и песнопениях поднимает наш взор к небу, туда, куда вознесся Господь Иисус Христос с Елеонской горы.
Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день, напоминать своему грешному сердцу, что там, куда взошел Господь Иисус Христос со Своей прославленной плотию, — наше вечное отечество.
Никогда этого, мои дорогие, не забывайте!
Сказанное в Пименовской церкви г. Москвы 1956 г.